Сценарий Новогоднего утренника в младшей и средней группе

Сценарий Новогоднего праздника для детей младшей и средней группы ДОУ

Новый год. Сценарий в младшей и средней группе детского сада

Сценарий Нового года в ДОУ «Елочкин сон»

Новогодний сценарий для детей 3—5 лет

Действующие лица

Атрибуты и декорации

* Светлячкам усики на голову;

* корзиночка и фонарик для Красной Шапочки;

Ведущий (открывает праздник).

Новый год — карнавал,

Серпантин, яркий свет.

Даже взрослым прислал

Он из детства привет.

Только вы и мечта,

Больше нет ничего,

И двенадцать ударов

Ведущий отбивает на треугольнике 12 ударов. Звучит фонограмма песни «Новогодние игрушки», дети входят в зал, встают в хоровод.

Ведущий.

Засверкай огнями, елка,

Нас на праздник позови!

Все желания исполни,

Все мечты осуществи.

Ярче, ярче пусть сверкает

Елка золотом огней.

С Новым годом поздравляем

Дорогих своих гостей!

Дети исполняют хоровод «Новогодний» («В хороводе танцевать. »).

Ведущий.

И снова сказка начинается,

Ведь к нам опять пришла зима.

Все белым снегом одевается,

И в шапках снеговых дома.

Дети исполняют песню «К нам пришла зима», слова И. Малкова, музыка В. Герчик. Садятся на свои места. В модуле стоит неподвижно Елка.

Ведущий.

Вырастала елка в лесу на горе,

У нее иголки зимой в серебре.

У нее на шишках льдинки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Ребенок.

Были бы у елочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она каблучками.

Автор: К. Чуковский

Звучит сказочная хрустальная мелодия, Елка оживает, топает каблучками, выходит в зал.

Елочка.

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Девочка.

Здравствуй, елочка родная!

На пороге новых дней

Что же шепчешь ты, качая

Темной зеленью ветвей?

Девочки исполняют «Ласковую песенку», слова М. Лаписовой, музыка К Марковского.

Елочка.

Поздравляю с Новым годом,

Ты его не замечаешь,

Потому что засыпаешь.

Ровно в полночь — дин-дон! —

Раздается тихий звон.

Это сказка в дом приходит,

Хороводы тихо водит,

Если только ты не спишь,

Все заметишь, подглядишь.

Свет включается, крутится шар. Входит Красная Шапочка, поет песенку.

Красная Шапочка (поет).

Какой пушистый выпал снег!

Как сказочно в лесу!

На праздник бабушке своей

Иду я смело по тропе,

Мне волк не страшен, да.

И песенку сама себе

Пою везде всегда.

Волк (поет).

Кто по тропе моей прошел?

Кто пирожки здесь нес?

Рассержен я всерьез.

Увидев Красную Шапочку.

Ты куда это идешь?

Что в корзиночке несешь?

Красная Шапочка.

Ни за что не скажу.

Пропустите, я спешу!

Волк.

Пропустить? Как бы не так!

Не такой уж я простак.

Отвечай, добром прошу.

Красная Шапочка. Я волков не выношу.

Волк.

Но за что? (Чешет ухо.)

Есть немало дураков.

Ну, а я-то молодец.

И тебе я, как отец.

Красная Шапочка.

Я иду к камышовому пруду,

От него тропа ведет

В дом, где бабушка живет.

Волк.

Ну, а что в корзинке?

Нет, там маслица горшок

И с картошкой пирожок.

Вкусное варенье и елочные украшенья.

Волк (в сторонку).

И мне поесть охота.

Побегу скорей к старухе,

Третьи сутки пусто в брюхе.

Звучит музыка зимнего леса.

Хорошо в лесу зимой!

Лес украшен бахромой.

Звонкий снег искрится,

Обращается к Елочке.

Что же елочка грустит?

Не украшена стоит?

На Новый год ты главная,

Должна стоять нарядная.

Подарю тебе снежинок

И прозрачных звонких льдинок,

Красная Шапочка.

Эй, Петрушки, молодцы,

Петрушка.

На макушке бубенец,

Выйду, выйду попляшу,

Мальчики исполняют танец «Петрушки», в руках у них погремушки.

Красная Шапочка.

Есть у меня еще хлопушки,

1 -я Хлопушка.

Мы — веселые подружки, пиф-паф,

Разноцветные хлопушки, пиф-паф!

2-я Хлопушка.

Мы качались на верхушке, пиф-паф,

Разглядели все игрушки, пиф-паф!

3-я Хлопушка.

Мы ужасные болтушки, пиф-паф,

И большие хохотушки, пиф-паф!

4-я Хлопушка.

Мы — веселые хлопушки, пиф-паф,

Рады прыгать, как лягушки, пиф-паф!

Девочки исполняют танец «Хлопушки», в руках у них султанчики. Выключается свет, крутится шар.

Красная Шапочка.

Летите, легкие пушинки,

Вокруг елки покружитесь,

Чтоб под белым покрывалом

Все вокруг волшебным стало.

Девочки подготовительной группы исполняют танец «Метелица».

Декорации к детскому танцу

Малая Виктория Александровна, заведующий МДОУ №81 г.Красноярск

Оформление зала: декорации домика бабушки, декорации домика мамы и лес. На полу расположены два отрезка зеленой ткани с цветами (1*2 м. ), символизирующие поляны.

На сцену выбегают две сказочницы.

1: Девочка в лесу живет

И танцует, и поет.

Любят все ее и ждут

Красной Шапочкой зовут

2: С мамой здесь живет одна.

Любит бабушку она.

Поудобней сядь-ка, зритель

И внимательно смотри

Вместе: Это присказка, не сказка

Сказка будет впереди.

Звучит музыка. Мама печет пирожки, Красная шапочка примеряет шапочку и красуется перед зеркалом.

Красная Шапочка:: Мама можно погулять

Мне цветов насобирать?

Мама: Ну конечно прогуляйся,

Да смотри не потеряйся.

Нужно к бабушке сходить

Красная Шапочка:: Далеко я не уйду.

Позовешь, и я приду.

Мама несет пирожки в печь. Танец мамы. Мама забирает уже печеные пироги из печи и собирает корзинку.

Мама: Где ты ходишь, егоза?

Покажись мне на глаза.

Красная Шапочка:: Что, моя мамулечка?

Мне пора к бабулечке?

Мама: Собирайся в путь дорожку

И возьми с собой лукошко.

Пироги с капустою

Бабушке — большой привет.

Осторожней будь, мой свет.

Мама и Красная шапочка уходят со сцены.

1: Вот и в путь пошла она

2: В страшный лес совсем одна?

1: И совсем не страшный лес

Очень много в нем чудес.

2: да ты что? Не шутишь ты?

1: Нет. Танцуют в нем цветы,

и луна, и звезды.

В нем легко и просто.

Танец Кр. Шапочки и цветов.

Цветы уходят со сцены, красная шапочка собирает цветы. Вдруг появляется волк и прячется за деревом. Сказочницы выглядывают из-за ширмы.

1: осторожно, опасайся

1: Беги, спасайся.

Волк набрасывается на Красную шапочку. Она убегает от него и прячется за дерево.

Волк: куда спешишь, девчушка?

Красная Шапочка:: К бабуле на опушку.

Волк: А где живет бабуся.

Красная Шапочка:: Вон там, вон ходят гуси

Волк: А что в твоем лукошке?

Красная Шапочка:: Там пирожки с картошкой.

Волк: Так ты идешь не тем путем

Дорога та надежней.

Красная Шапочка:: Спасибо, Волк вам за совет

Волк: Прощай, будь осторожней.

Красная Шапочка уходит, а волк идет по дороге и танцует. Появляются сказочницы.

1: Ах как хитер коварный волк

так обманул бедняжку.

2: А сам другим путем пошел

Как за бабулю страшно.

Волк подходит к домику бабушки.

Волк: Ах, вот бабуля где живет

Деревня не плохая.

О, кто-то кажется идет

Сейчас их распугаю.

Танец деревенских девочек. Девочки убегают, волк стучится в дом.

Волк: Ну что ж поесть уже пора

Бабушка: Кто там пришел, скажите?

Волк: Внучка твоя к тебе пришла. Скорее отворите.

Бабушка: Веревку дерни на двери и эти двери отвори.

Ширма разъезжается, волк набрасывается на бабушку и съедает ее. Появляются сказочницы.

1: Ах бедная какая

Попалась Волку в пасть

2: И Шапочка наверно

Рискует в пасть попасть.

Играет музыка, появляется Красная Шапочка. Подходит к двери и стучит.

Волк: Кто там пришел?

Красная Шапочка: Ах это я, бабуля.

Волк: Скорее дерни, там шнурок

И нажима на ручку.

Красная Шапочка: Ну здравствуй, бабушка моя

К тебе пришла я в гости.

Волк: Как рада видеть я тебя

Ты принесла мне кости? (ой)

Красная Шапочка: Я пирожки тебе несла

Еще привет от мамы.

Волк: Ну пирожки не ем ведь я

class=»stx»Поставь их у панамы.

Красная Шапочка: Бабуля, у тебя глаза огромные какие

Волк: Чтоб лучше видеть мне тебя, поэтому большие

Красная Шапочка: А уши, бабушка, а нос

Ведь раньше меньше были

Волк: Чтоб лучше слышать твой вопрос

И помнить, что забылось.

Красная Шапочка: А зубы, бабушка моя,

Волк: А это чтобы съесть тебя

Красная Шапочка: ой, мама, помоги мне!

Волк набрасывается на девочку и убегает за ней за ширму. Выходит и садится в дом. Ширма закрывается.

1:Бедняжка, не спаслась она

2: Теперь бабуля не одна.

1 ой слышишь, где-то там в лесу

Стучат стучат без толку.

2: На помощь нужно их позвать

Пускай проучат волка.

1: Вы слышите кричать в лесу?

2: Может увидели лису.

1: Вдруг нужно там помочь кому

Прибегают к дому бабушки. Ширма открывается.

1: Ах, братцы, да ведь это волк!

2: Пузатый, съел кого-то.

1: скорей лови его. Эй волк! Пора тебе работать.

Волк и дровосеки убегают за ширму. Выходят сказочницы.

1: Ура, бабуля спасена!

2: А волк остался без хвоста

От горя плакал даже.

1: Добро всегда сильнее зла

И справедливей даже.

2: А каждый волк запомнить пусть

За зло его накажут.

Финальный танец всех героев без волка. Дети танцуют с шарами красного и белого цвета.

Декорации к детскому танцу

При создании детской хореографической композиции постановщик должен обратить особое внимание на тематику. Детскую постановку следует рассматривать как средство расширения кругозора ребёнка, знакомства его с жизнью.


При постановке народного танца педагогу-балетмейстеру следует обратить внимание ребенка, прежде всего на характеристику данного народа, его образа жизни, быта, истории и т.п. Делая это творчески, а не казённо, балетмейстер пробуждает воображение детей и решает при этом две задачи: во-первых, знакомит их с тем или иным народом, страной и, во-вторых, добивается более характерного исполнения танца. Если это сюжетный танец, то исполнителей следует познакомить с литературной основой, разработать идейную сторону произведения, образы героев, причём делать это следует, сообразуясь с возрастными особенностями психологии ребёнка, не нарушая детского воспитания, а лишь развивая его.
Основой создания хореографической композиции в детском коллективе являются народные танцы. Старательное и глубокое изучение народного танцевального творчества даёт возможность создать высокохудожественный репертуар.
Работая над постановкой народных танцев, руководитель должен находить такие формы, которые отвечали бы возможностям детского возраста и одновременно сохраняли черты настоящего народного искусства.
Осторожно и с большим пониманием надо подходить к вопросу использования народного танца для детей. Не любой народный танец хорош и приемлем для детского исполнения. Не надо забывать, что зачастую народные пляски заключают чуждое ребёнку содержание. Можно назвать целый ряд русских танцев, которые построены на ухаживании юноши за девушкой, на том, что девушки хотят показать парням, свою стать, свою красу, а парни покоряют партнёрш удалью, виртуозностью, ловкостью. Дети естественно не могут передать существа такого танца.
Ребёнку надо найти близкий ему фольклорный материал, и тут нам, во-первых, поможет исключительное богатство народного творчества. Необходимо только уметь точно выбрать из этого обилия определённый материал, интерпретировав его в доступных ребёнку приёмах и формах. А во-вторых, есть вечная и неизменная помощница — сама жизнь.
Довольно часто используются темы русской пляски. Отсюда можно бесконечно черпать мысли и хореографические идеи, обращаясь к самым разным формам и жанрам.
Язык народного танцевального искусства яркий и выразительный.

Танец каждого народа – это иллюстрация его жизни, быта, труда. Наиболее доступные для исполнения детьми русские, белорусские, литовские, молдавские, эстонские, латышские. А из народов других стран чешские, для которых самым характерным является движение польки, хорошо усваемое школьниками. Простотой рисунка, жизнерадостностью, живой и весёлой музыкой чешские танцы вполне соответствуют требованиям репертуара детских танцевальных коллективов.
Польские танцы – краковяк и мазурка – сложные по своим движениям, их
можно исполнять только детям старшего возраста.
Венгерские, болгарские и румынские танцы своеобразны по ритму и музыке, большинство из них исполняется в очень быстром темпе. Поэтому
их можно рекомендовать только для хорошо подготовленных детей
На классической основе можно поставить много интересных танцев на современную тематику. Иногда можно использовать материал классического балета. Дети любят исполнять сказочные персонажи, птиц, зверей и т.д. Подбирая к репертуару классические произведения, необходимо учитывать техническую и физическую подготовленность исполнителей, а так же их внешние данные. Недостатки фигуры, неприметные в народных и современных костюмах, обязательно проявляются в костюмах, предназначенных для исполнения классических танцев (пачках, хитонах и т.д.).
Ошибаются те руководители, которые стремятся научить детей танцевать на пуантах, используют отдельные танцы из профессиональных балетов.
На пуантах могут танцевать дети, обучающиеся в хореографических училищах и студиях классического танца.
Хореографические постановки на основе классического танца можно создавать для участников коллектива, систематически обучающихся на протяжении трёх — четырёх лет.
В детских хореографических кружках можно широко использовать балетную классическую музыку, создавая на её основе танцы, по своему содержанию и танцевальной лексике доступные для исполнения детьми той или иной группы.
Тематика постановки, будь то отдельный танец, сюита или балетный спектакль, имеет первостепенное значение в развитии и формировании внутреннего мира ребёнка. Воспитательное значение выбранной тематики в детском коллективе трудно переоценить. Танец может оказаться неудачным с точки зрения композиции, исполнения, но ценность предложенной темы не потеряет своего значения для исполнителей, сыграет определённую положительную роль, и педагог-балетмейстер детского коллектива может считать свою задачу наполовину выполненной, так как ему удаётся продвинуть кружковцев вперёд в эстетическом воспитании.

Затрагивая вопрос о тематике постановок в детском танцевальном коллективе необходимо остановиться на двух положениях.
Среди многообразия танцевальных видов хочется выделить игровой и бытовой. Организовываясь в игре, дети способны выполнять воспитательные задачи по саморазвитию задатков музыкальных, танцевальных или артистических способностей в зависимости от условий игры. А.Ф.Лосев, анализируя учение Аристотеля о воспитании, приводит цитату о воспитательных задачах игры, танца и музыки: «Движение при играх ведёт к успокоению души, и, благодаря тому, что с игрою связано развлечение, оно содействует её отдохновению».
Известно, что пляски-игры были древнейшим видом плясок на Руси.
Согласно исторически сложившемуся предназначению, игровые и бытовые танцы уже в своей структуре, в содержании и в форме участия содержат воспитательную и развивающую функции.
В игровом танце каждый ребёнок (или группа детей) получает строго определённую роль, наполненную конкретным содержанием и смыслом, для исполнения которой ребёнок мобилизует весь свой жизненный опыт.
В бытовом танце содержательной стороной является танцевальное движение, ритмически и мелодически родственное музыке, а ролевые взаимоотношения основаны на гендерном самоподрожании (девочки исполняют роли девочек, а мальчики — роли мальчиков). В бытовом танце решаются задачи наглядного восприятия музыкально-двигательной координации, парного синхронного взаимодействия при ведущей роли мальчика, ориентации в пространстве, — всё это относится к простым волевым действиям.
В игровом танце, в отличие, от бытового, дополнительной
содержательной стороной является ритмованное слово, доминирующее и над танцевальными движениями, и над музыкальными образами и ролевыми взаимодействиями.
Следовательно, на начальной стадии занятий процесс зрительного восприятия усложняется именно слуховым восприятием, так как осознанная их координация зрительного у детей ещё недостаточно развита.
Игровой танец может быть импровизационным. В импровизации ребёнок может пользоваться имитационным, ассоциативным, идентификационным подражанием. Отсюда виды импровизационного танца могут быть имитационными, ассоциативными, идентификационными. Наиболее приемлемы для детей младшего возраста занятия имитационным игровым танцем.
Необходимо очень тонко подходить к выбору сценических героев. Сценический образ всегда вызывает у актёра-ребёнка стремление подражать тем или иным чертам характера героя, его действиям, поступкам и т.д.
Особое внимание следует уделять и музыке танцевального произведения. Значение музыки в работе с детьми велико. Первое требование, предъявляемое к «детской музыке», — доступность и простота. Если музыкальное сопровождение урока или музыка танцевального произведения сложны для исполнителей, то дети быстро охладевают к постановке и уроку. Наоборот, простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает, помогает преодолевать трудности. Танцевальность, образность, ясная мелодия, чёткий ритмический рисунок, яркие гармонии – необходимые качества музыки для детей.
Педагогу – балетмейстеру детского хореографического коллектива необходимо стремиться к доступности хореографического языка. При этом нужно предъявлять те же требования, что и к музыке. Движения должны быть просты и в тоже время интересны; не следует увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, технических сложностей и т.д.
Вынашивая ту или иную тему, выбирая тот или иной сюжет, обдумывая те или иные хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда и
неизменно нужно помнить, для кого именно предназначена постановка. И дело не только в том, чтобы поставить танец по физическим силам и исполнительским возможностям каждого возраста, не менее важно, чтобы
заложенные в танце мысли воссозданные танцем реальные события жизни волновали ребят, были близки их душевному миру. В противном случае они окажутся только пассивными и безразличными исполнителями балетмейстерской воли, и работа не даст настоящих творческих результатов.
Некоторые руководители в репертуар коллективов включают танцы, которые не отвечают возрасту детей. Часто можно видеть маленьких девочек, которые исполняют лирические хороводы, веснянки, содержание которых для них совсем непонятно.
Такое воспитание, конечно, не принесёт детям пользу. Художественный материал для эстетического воспитания должен отображать жизнь, близкую и понятную детям. Танцы должны напоминать увлекательную игру.
Одной из важных задач детских коллективов художественной самодеятельности является показ нашей действительности, создание образов детей. Достижению этой цели способствует работа над постановками тематических и сюжетных танцев. Подбирая репертуар для коллектива, необходимо руководствоваться идейно — художественной направленность танца или хореографической композиции, качеством музыкального сопровождения и обязательно возрастными особенностями и творческими возможностями детей.
Сюжетами танцевальных постановок могут быть использованы картины художников, песни, сказки, басни, рассказы, стихотворения, как классиков, так и современных авторов. Но не следует забывать об условности хореографического искусства, ведь не все конкретные жизненные явления можно передать языком танца. Смело решая новые задачи, изыскивая новые средства выразительности, постановщик должен всегда помнить, что главным мерилом творчества является художественная правдивость, чёткое и ясное донесение до зрителя идейного замысла произведения. К тематике посвящённой гражданской и Великой Отечественной войне нужно подходить

очень осторожно, учитывая особенности детской психологии. При постановке таких танцев не следует забывать, что актёрами здесь являются дети.
Хореографический спектакль, в котором действуют разнохарактерные образы, производит яркое впечатление, как на участников спектакля, так и на детей — зрителей. Работа над сценическим образом, правдивым и выразительным, требует от участников сознательного и ответственного отношения к занятиям.
Руководителю необходимо обдумать все мизансцены в постановках, а на репетициях, когда ещё отсутствуют декорации, использовать разные предметы (столы, стулья и пр.), которые помогут детям ориентироваться на
сценической площадке.
Практическая работа над постановкой начинается с разъяснений
руководителя, которые помогают юным исполнителям понять содержание танца, выяснить характеры действующих лиц, образы постановки и т.д. После беседы учащиеся прослушивают музыкальное сопровождение. Только после этого руководитель переходит к практическому показу отдельных движений и танцевальных комбинаций, указывая на характер их исполнения.
Необходимо помнить, что построение композиции в целом, отдельные фигуры, рисунки, точность и выразительность движений являются средствами раскрытия содержания танца.
Следует также отметить важное значение состав исполнителей танцевального произведения. Нельзя злоупотреблять номерами, где заняты только девочки или только мальчики. Следует подходить к этому вопросу не только с творческой, но и с воспитательной стороны, так как танец помогает воспитывать правильное отношение девочек к мальчикам и наоборот.
Чередование смешанного и однотипного составов исполнителей в танце принесёт несомненную пользу в работе.
Педагогу-балетмейстеру детского хореографического коллектива необходимо стремиться к доступности хореографического языка. При этом нужно предъявлять те же требования, что и к музыке. Движения должны быть просты и в тоже время интересны; не следует увлекаться обилием ритмических фигур, технических сложностей и т.д. Если ребёнок с первой
репетиции увидит недоступность для него языка постановки, у него пропадёт желание заниматься. Наоборот, если он начнёт понимать композицию танца, то уже не отступит перед трудными задачами, а будет упорно работать над
их решением.
Приступая к постановке танца, руководитель проводит с коллективом беседу, в которой рассказывает участникам о содержании танца, о чертах народа, которые находят своё отражение в танце, о характерных особенностях исполнения танца, прослушивается музыка.
При создании детской хореографической композиции нужно обратить внимание на народное искусство, которое расширяет кругозор ребёнка, и помогает знакомству с русской культурой, и культурами других народов.
Классические направления позволяют участникам, ознакомится с музыкальными классическими произведениями, привить эстетическое воспитание. Игровые танцы имеют воспитательные и развивающие функции. Все направления хореографии открывают и развивают в детях актёрские способности. Каждое направление хореографии положительно влияет на развитие физических творческих способностей детей.

Творческий проект «ПЕРВЫЙ ШАГ В МИР ТЕАТРАЛЬНЫХ ДЕКОРАЦИЙ»

В нашем Доме детского творчества уже давно существует кукольный театр «Петрушка». Все свои спектакли юные артисты показывают при помощи ширмы, специально изготовленной для показа кукольных спектаклей. Ширма обтянута красочным полотном, выполненная в стиле лоскутного шитья. Недавно нам в объединение «Фантазеры» поступило предложение изготовить новую декорацию («одежду») для ширмы, к спектаклю «Огневушка-поскакушка». В объединении мы занимаемся разными видами деятельности, в том числе росписью по ткани, и я решила выполнить декорацию в этой технике. После ознакомления со сценарием спектакля, я разработала несколько эскизов и, выбрав наиболее подходящий, приступила к работе.

Предварительный просмотр:

« Первый шаг мир театральных декораций»

Субботина Дарья Максимовна

Пуровский район, г. Тарко-Сале

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Пуровский Дом детского творчества», 7 класс

Выбор и обоснование проблемы.

В Пуровском Доме детского творчества работает кукольный театр «Петрушка». Его участники принимают активное участие в творческой жизни ДДТ. Они готовят и показывают кукольные театрализованные представления для воспитанников детских садов и обучающихся Дома детского творчества. В их репертуаре в основном спектакли по мотивам русских народных сказок. Сценой театра «Петрушка» является ширма. На ней ставятся декорации, происходит действие спектакля. За ширмой находятся кукловоды, которые управляют куклами и говорят за них. Декорации актеры используют мало, в основном картонные картинки-декорации. И поэтому основное «лицо» спектакля — это несомненно сама ширма.

Руководитель кукольного театра Вета Дмитриевна Крахмаль предложила нам придумать декорацию для оформления спектакля «Огневушка-поскакушка и непослущный Ванюшка», а именно придумать «одежду» для ширмы, которая будет создавать настроение и иллюзию места действия.

Занимаясь в объединении декоративно-прикладного творчества «Фантазеры», я изучаю множество разных способов и техник рисования, в том числе батик. Мне нравиться необычные техники рисования, поэтому для выполнения декорации я решила использовать роспись по ткани и технику холодного батика.

Цель: разработать и изготовить декорацию для кукольного спектакля по сказке «Огневушка-поскакушка и непослушный Ванюшка».

— знакомство с историей и развитием театральных декораций;

— изучение требований, предъявляемым к декорациям кукольного театра;

— знакомство с методами росписи по ткани, выбор оптимального метода для выполнения декораций;

— знакомство с текстом и сценарием сказки, для которой изготавливаются декорации;

— разработка эскиза декораций;

— изготовление и приобретение инструментов и материалов для работы;

— отработка технических приёмов росписи по ткани;

— выполнение декораций в выбранной технике;

— подготовка декорации к применению.

  1. Теоретическая часть
  1. История развития театральных декораций

Декорация — декорации, (франц. decoration, украшение). Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене.

В широком значении декорация — всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение.

Слово Декорация всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий.

Театрально-декорационное искусство — это искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций , костюмов, освещения , постановочной техники. Развитие театральных декораций тесно связано с развитием театра, драматургии, изобразительного искусства.

Сценические представления обставлялись декорациями еще у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460-420 гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись развилась прежде всего в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянских декораторов в XVIII ст. особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам.

2. Требования, предъявляемым к декорациям кукольного театра.

Декорация — неотъемлемая часть к укольного спектакля . Фон, на котором происходят основные события, называется задником. Задник вешается на двух стойках, соединенных горизонтальной планкой. Сценой для кукольного театра служит ширма. На ней ставятся декорации, происходит действие спектакля. Вся ширма драпируется тканью спокойного тона. На ткань могут быть прикреплены добавочные детали. Например, если на ширме летний лес или луг — к ширме крепятся цветы, если осень — листья и т.д.

Материалом для драпировки ширмы и задника могут служить сатин, штапель, бязь. Расписывается он анилиновыми красителями, темперой, масляными красками. Можно использовать аппликацию.

В декорациях кукольного театра не должно быть мелких деталей, слишком ярких красок, чтобы не отвлекать внимание зрителя от кукол. Декорация должна быть обобщенной, создавать атмосферу, нужную для спектакля. Декорации должны быть легкими в использовании

3. Батик. Технология холодного батика

Батик — это не что иное, как техника росписи тканей с помощью воска и красителей. Также батиком называют уже расписанную ткань. Техника росписи интересна тем, что результат зачастую абсолютно не предсказуем. Поэтому каждое изделие уникально и неповторимо в своем роде. Скопировать или повторить изделие в точности просто невозможно. Поэтому этот вид искусства продолжает покорять и завораживать сердца. Очень красиво и эффектно батик смотрится в насыщенных и контрастных тонах. Текстура шелка заставляет краски блестеть, и они почти светятся. Но в общем рисунки могут быть любыми, простыми или сложными, реалистичными или абстрактными, экспрессивными или спокойными. Что делает батик таким притягательным так это удовольствие от работы с различными тканями и неисчерпаемые возможности, которые таят в себе воск и краски. Легкие складки ткани напоминают языки пламени костра, или песчаные барханы пустыни, или океанские волны. Кажется, это искусство живет столько, сколько живет человек. Ведь никто точно не знает, когда человек создав ткань, решил ее украсить.
История батика .
Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено.

Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500 г. до н.э. Изобретение шелка приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в I тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). История прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому-то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.

Методы росписи тканей .
Существуют три основных метода росписи тканей — узелковый, горячий, холодный … батик.
Узелковый батик.
Легче всего в домашних условиях получить необычный узор способом узелкового окрашивания, потому что рисунок образуется в результате простейших операций: с помощью завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных фрагментов ткани перед крашением.

Горячий батик.
Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне.
Холодный батик.
Более легкий и распространенный метод — холодный батик, это европейское изобретение эпохи модерна. Суть его в том, что рисунок создается с помощью контурной обводки специальным составом.
Хотя батик и сам по себе может заворожить красотой его часто украшают дополнительными декоративными материалами, такими как бисер, паетки, стеклярус, вышивка, и т.д. В основе батика лежит принцип резервирования, т.е. покрытия не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовывать узор.

Искусство батика тонкое, прихотливое, капризное. Ведь нанесенную краску уже не сотрешь ластиком, не замажешь. Как произведение искусства, батик можно увидеть на выставках и в салонах, батик используют в панно и в интерьере. В технике холодного батика используется в основном натуральный шелк, который художником прикрепляется к рамке и прозрачный резервирующий состав, наносящийся на ткань.

Техника росписи ткани в стиле холодный батик.

Стиль — «Холодный батик» — очень кропотливая техника, но изделия, которые художник изготавливает таким способом, очень красивы. Необходимо помнить, что изделия. выполненные в технике холодного батика должны быть надежно защищены от попадания влаги.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава.

Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.

Большое значение для качества наводки контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующего состава усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава по ткани (т. е. к браку).

В местах замедленного движения и в начале линии обычно получаются капли. Поэтому вести трубочку по ткани следует равномерно, а в начале работы быстро опускать на ткань, не дожидаясь образования капли. Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и резервирующий состав уходит из кончика. Противоположный конец трубочки должен быть слегка приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять не закрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.

Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.

Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5—2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.

По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.

  1. Изучив и сравнив все виды техник росписи ткани, я пришла к выводу о том, что техника холодного батика наиболее подходит для росписей больших полотен. Именно по этому, для выполнения проекта я выбираю эту технику.
  2. Познакомившись с требованиями к изготовлению кукольных декораций, при изготовлении «одежды» для ширмы я буду руководствоваться следующими требованиями:
  1. в декорациях не должно быть мелких деталей, слишком ярких красок, чтобы не отвлекать внимание зрителя от кукол;
  2. декорация должна быть обобщенной, создавать атмосферу, нужную для спектакля;
  3. декорации должны быть легкими в использовании.

1. Разработка эскиза декораций

Мне предложили придумать декорацию для оформления спектакля «Огневушка-Поскакушка». Для того, что бы определиться с композиционным решением полотна, мне необходимо было познакомиться со сценарием сказки. Действия сказки происходят на опушке леса, недалеко от избушки. Поэтому основу моей композиции составил сказочный пейзаж. Я приступила к разработке эскизов. Затем выбрав самый подходящий для сценария спектакля эскиз, я приступила к воплощению идеи проекта.

2. Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования.

Для проекта была куплена ткань креп-сатин белого цвета, краски для росписи тканей, резервирующий состав и стеклянная трубочка.

3. Последовательность изготовления изделия.

  1. Измерила ширму кукольного театра, выбрала ткань, подходящую по текстуре
  1. Для выполнения данной работы был изготовлен подрамник размерами 186 х150 см.

Эти размеры соответствуют размерам ширмы.

  1. Нанесла графический рисунок на ткань (Приложение 1).
  2. Обвела рисунок резервирующим раствором с помощью резервной трубочкой.
  3. Расписала полотно специальными красителями для росписи тканей. (Приложение 2).
  4. После высыхания, сняла ткань с подрамника, обработала края на швейной
  1. Закрепила полотно на ширму кукольного театра (Приложение 3,4).

В ходе выполнения своей работы я познакомилась с историей и видами театральных декораций, узнала, что такое батик, изучила историю возникновения этого искусства, научилась работать в технике холодной росписи.

В процессе работы мною было изучено много различной литературы, которая очень помогла в выполнении моего проекта.

В начале работы передо мной стояла цель — создание декорации. Декорация была выполнена и применена в показе детского спектакля «Огневушка-поскакушка и непослушный Ванюшка», который прошел 31 марта в Доме детского творчества. Но данная декорация может быть использована не только в этом спектакле, так как пейзаж, который изображен на ткани может быть применен и в других постановках и спектаклях.

Выполнение этого проекта принесло мне огромное эстетическое удовлетворение, мне понравилось разрабатывать эскизы придумывать новые декорации и работать в технике батик. В дальнейшем я планирую продолжить свою работу над созданием декораций для кукольного театра «Петрушка»

  1. Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. Энциклопедический словарь.- С.- Пб.:Брокгауз-Ефрон,1890-1907.
  2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр — дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.- 3-е изд.,перераб.- М.: Просвещение, 1982.
  4. Лебединский А. Театр в чемодане.- М.: Искусство,1977.
  5. Лелявский А. Теарт кукол. Мн.: «Нар. асвета»,1974
  6. Образцов С.В. Театр кукол. Фотоальбом. М.: Планета,1981
  7. Соломник И.Н. Куклы выходят на сцену: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1993.
Categories: Тверк
  • RSS
  • Delicious
  • Digg
  • Facebook
  • Twitter
  • Linkedin

Твиттер

RSS not configured

Популярное

Танец каша в...

Сценарий выпускного утренника в детском саду Сценарий утренника предназначен ...

Ютуб детские танцы...

LiveInternetLiveInternet -Рубрики ДЕТЯМ (30) Обучающие игры (21) ...

Танец детский сад...

Вальс для детей в детском саду Топ-10 идей выпускных ...

Тадевосян армен волгоград...

Тадевосян Армен ООО "ИНТЭС" 125252, г. МОСКВА, ул. КУУСИНЕНА, ...

Арабские песни для...

Самые лучшие танцевальные арабские песни (Топ-10) О чем повествуют ...

Спонсоры