Историко-бытовой танец.

Бас-данс (фр. basse danse — «низкий танец») — собирательное название беспрыжковых придворных танцев в умеренном или умеренно-медленном темпе, которые часто назывались «прогулочными танцами». Эти танцы были широко распространены во Франции, в Италии, Нидерландах между 2-й половиной 14 и серединой 16 века. Композиционный рисунок строился в виде хоровода, цепи, шествия.

Бас-дансы составляли как бы небольшую хореографическую композицию, в которой танцующие показывали себя собравшемуся обществу и демонстрировали свое богатство, пышность нарядов и благородство манер. Это был церемониальный танец, связанный больше с прохаживанием, чем с танцем как таковым. К нему относятся павана, аллеманда, куранта, сарабанда и др. Также существует бассаданца — более изысканная итальянская разновидность бас-данса, популярная в XV веке. Отличается более подвижным темпом.

Мореска (мориска) (итал. moresca, исп. morisca – мавританская пляска) — остается в эпоху Возрождения одним из самых популярных танцев, становясь принадлежностью различных городских театрализованных зрелищ и спектаклей зарождающегося музыкального театра. В период между 1550 и 1650 мориско был непременным атрибутом любого значительного придворного празднества. Там она утрачивает свои исконные приметы народной игры, (сохранив, однако, маску мавра), и постепенно превращается в фигурный танец торжественного, часто воинственного характера. Мореску танцуют на балу и в деревне, профессиональные танцовщики и представители высших слоев общества.

Во времена средневековья мореска была пантомимическим танцем, воспроизводящим битву между христианами и маврами. Исполнители роли мавра носили гротескные костюмы с колокольчиками у щиколоток и выкрашивали лица в черный цвет, а в музыке преобладали пунктирные ритмы и экзотические тембры.

Павана (исп. и итал. pavana, от лат. pavo – павлин) — торжественный медленный танец, распространенный в 16 — начале 17 веков в Европе. Уже в начале XVI века павана стала одним из самых популярных придворных танцев. Это — один из наиболее величественных танцев; характер ее серьезен и возвышен. Торжественный характер паваны позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих манер и движений, демонстрируя обществу свою величавость и богатство костюмов. Народ и буржуазия этот танец не танцевали. Исполнялась павана строго по рангам. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т. д. Кавалеры исполняли павану в плаще и при шпаге. Дамы были в парадных платьях с тяжелыми длинными тренами, которыми нужно было искусно владеть во время движений, не поднимая их с пола. За королевой приближенные дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось обходить зал. Во время танца у дамы были опущены глаза; только время от времени она смотрела на своего кавалера. В конце пары с поклонами и реверансами снова обходили зал.

В каждой стране характер движений и манера исполнения паваны имели свои особенности: во Франции — шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии — более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. Вероятнее всего, свое название павана получила от латинского слова pavo, paon, что означает павлин. И действительно, танцующие павану как бы подражают паве, важно шествующей с красиво распущенным хвостом. Один из немецких музыкантов еще в 1523 году так и назвал павану: «павлиний танец». Также существует паванилья – танец популярный в Италии в 1-й половине XVII века и родственный паване. Отличался более оживленным характером и темпом.

Гальярда (gagliarda, итал. веселая, смелая, бодрая)— веселый, оживленный старинный танец романского происхождения конца 15 — 17 веков.

Гальярда берет свое начало в народной хореографии, хотя наибольшее распространение получила у привилегированных классов, сохранив черты крестьянских плясок — прыжки и резкие движения, нередко имеющие шутливые названия («журавлиный шаг», «лягание коровы»). Легкость и живость, с которой исполнялся танец, не исключали известной изысканности, которую нужно было сохранять даже при быстром повороте плеч. Гальярда — танец виртуозный, и ее исполнение на балах порождало своеобразное соревнование. Исполнители демонстрировали легкость и проворство, меняли и усложняли движения.

Гальярда — весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Кавалер двигался по залу вместе со своей дамой. Когда мужчина исполнял соло, дама оставалась на месте. Мужское соло состояло из разнообразных сложных движений. После этого он снова подходил к даме и продолжал танец. Основными характерными движениями гальярды являются четыре небольших шага на первые 4 четверти, прыжок на пятую и позировка на шестую. Эти движения занимали два такта по 3/4 и назывались cinq pas («пять шагов»). Поэтому в Англии XVI века гальярду так и называли — «синкпейс».Гальярда была любимым танцем королевы Англии Елизаветы I. Несмотря на энергичность этого танца, королева с удовольствием отплясывала гальярды, даже когда была уже немолода.

Тарантелла (от названия г. Таранто на юге Италии) — итальянский народный танец, живой и страстный по характеру, исполняемый в размере 6/8. С историей тарантеллы связано много легенд. В 15-16 веках этот танец считался единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (ядовитого паука). В связи с этим в XVI веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которого танцевали больные тарантизмом. Музыка многократно повторялась и оказывала завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих. Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов. Весь танец построен на мелких прыжках и подскоках. Со временем тарантелла стала обычным танцем (одиночным или парным), хотя и сохранила свой неистовый характер.

Бранль (фр. branle – качание, хоровод) — первоначально народный хороводный, позднее также бальный, придворный танец 15-17 веков. Характерными движениями является покачивание корпуса. Темп танца — умеренно быстрый, оживленный. Народный бранль — энергичен, порывист, чеканен, бальный — более плавен и спокоен, с большим количеством реверансов. Известны его многочисленные разновидности, отличающиеся друг от друга по размеру, темпу, хореографии (простой Бранль, двойной, Бранль прачек, башмака, с факелом, с поцелуями и др.) и местные варианты (Бранль из Пуату, из Шампани). В XVI веке бранль — самостоятельный танец, получивший распространение также в Англии (броул), Италии (брандо), Испании (бран) и др. странах.

Бранль явился первоисточником всех появившихся позднее салонных танцев и сыграл большую роль в развитии бальной хореографии, не смотря на то, что по хореографии был еще довольно примитивным.

Фарандола — провансальский народный танец в быстром темпе, в размере 6/8, известный с 15 века. По форме близкий каролю, танцующие держат друг друга за руки, образуя цепочку, и, следуя за ведущим, движуфтся по улицам, исполняя самые разнообразные движения. Термин «Фарандола» производят от испанского farandula — названия группы бродячих исполнителей, очевидно, потому, что перед танцующими обычно шли музыканты с тамбурином и флейтой. Вторая версия происхождения названия танца от греческого слова, буквально означающего — фаланга-невольник, что скорее всего связано с хореографией фарандолы: многочисленные участники танца брали друг за друга за руки (ленты, платки) и образовывали длинную цепочку, движения которой направлял ведущий с флажком или платком в руке (для сигнализации при смене танцевальных фигур). Его рисунок был неодинаков в различных местностях и зависел от индивидуальности ведущего.

Вольта (ит. volta, от voltare — поворачивать; фр. volte) — старинный парный танец провансальского или итальянского происхождения в быстром и умеренно быстром темпе. Изначально народный, а позднее стала исполняться на придворных празднествах. Во второй половине 16 — первой половине 17 веков приобрел большую популярность в европейских странах, особенно во Франции и в Англии. Обычно танец исполняется одной парой, но число танцующих могло быть и больше. Начинался танец с поклона кавалера и реверанса дамы. Характерное движение вольты был подъем дамы в воздух. Кавалер проворно и резко поворачивал в воздухе свою партнершу, что требовало от партнера большой силы и ловкости, ведь подъем должен выполняться достаточно высоко, четко и красиво.

Аллеманда (фр. allemand – «немецкий») – танец 16–18 вв., немецкого происхождения. Относится к массовым «низким», беспрыжковым танцам. Исполнители становились парами друг за другом. Количество пар не ограничивалось. Начиналась аллеманда салютом кавалера и реверансом дамы. Затем танцующие двигались по залу, простыми, спокойными шагами и двойным бранлем, держась за руки. Шаги делали вперед, в сторону, отступая назад. Колонна двигалась по залу, и, когда доходила до конца, участники делали conversion — поворот на месте (не разъединяя рук) и продолжали танец в обратном направлении.

Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века, и к концу того же столетия исчезла. Но уже во второй половине XVIII века появляется под тем же самым названием, но в более живом характере и в размере 3/4.

Куранта (франц. courante, итал. corrente — бегущая, текущая). Старинный придворный танец рубежа 16-17 веков, итальянского происхождения, исполняемый в оживленном темпе. Композиционный рисунок танца обычно шел по овалу, но это мог быть и удлиненный квадрат, и восьмиугольник. Куранта состояла из скользящих шагов, pas demi coupé, pas de bourrée, pas assemblé без прыжка, с подъемом на полупальцы или па гальярды. Различали простую и сложную куранту. Первая состояла из простых, глиссирующих шагов, исполнявшихся преимущественно вперед. Сложная куранта носила пантомимический характер: трое кавалеров приглашали трех дам для участия в танце. Дам отводили в противоположный угол зала и просили танцевать. Дамы отказывались. Кавалеры, получив отказ, уходили, но затем возвращались снова и становились перед дамами на колени. Только после пантомимной сцены начинался танец. В сложной куранте движения исполнялись вперед, назад и в сторону. В середине XVI века пантомимная часть танца отпадает.

Куранта — танец торжественный, плавный и равномерный, его называли «танцем манеры», горделивым шествием. Как бытовой танец исчезает к концу XVII века в связи с появлением менее торжественных и более подвижных танцев.

Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский танец, известный с 16 века, испанского происхождения. Поначалу это был народный танец, исполнялся только женщинами в живом, озорном, темпераментном характере. Аккомпанементом служили кастаньеты, гитара и песни танцовщиц, которые считались неприличными. У себя на родине сарабанда попала в разряд непристойных танцев и в 1630 году была запрещена. Но, несмотря на запрет, сарабанда постепенно становится одним из популярных придворных танцев в Испании и приобретает торжественный, величавый характер. За пределы Испании попадает во 2-й четверти 17 века. Здесь она становится парным танцем с более спокойным ритмом. В придворных кругах сарабанду обычно танцевали медленно и важно.

Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов дает краткое описание сарабанды: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви».

Жига (англ. jig, итал. giga, фр. gigue) – быстрый старинный английский народный танец кельтского происхождения, распространенный в 16 в. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычайно выпуклую форму прозвали «жига» — окорок. Первоначально жига была парным танцем. Среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого шутливого танца. В 17-18 веке стала популярным салонным танцем во многих странах Западной Европы.

Бурре (от франц. bourrer — набивать, колотить) — старинный французский народный танец, возникший во второй половине 15-16 вв. в провинции Овернь. Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики. В XVII веке постепенно преображается в соответствии с запросами высшего света, приобретает более устойчивую, фиксированную форму и становится придворным танцем. И уже в первой половине XVIII века бурре — один из самых популярных европейских танцев. Также установились характерные черты музыки танца: четный размер, быстрый темп, четкий ритм.

Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) — французский народный и придворный танец 17 — 18 веков, популярный в южных областях Франции. Произошел от бранля, исполнялся по кругу (хоровод) или по линии в быстром темпе и веселом, темпераментном характере. Ригодон исполняли под аккомпанемент скрипки, пение танцующих, также исполнители отбивали такт деревянными башмаками. Основными движениями были подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперед, вращение под руку с девушкой, поочередная смена пар и т. д.

С конца 17 века приобрел известность как придворный танец, соответственно став более размеренным и торжественным. В 18 веке ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев, он несколько оживлял наскучивший ряд церемониальных танцев.

Гавот (франц. gavotte, от прованс. gavoto – танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) – старинный французский народный танец в спокойном темпе и трехдольном размере. Изящный и радостный танец известный еще с 16 века, исполнялся легко и грациозно под народные песни и волынку. Изначально был хороводным танцем.

В 18 в. становится популярным придворным парным танцем с различными фигурами. Теперь это жеманный и манерный танец. Легкие скользящие движения сочетались с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движений рук отличались большей танцевальностью. Как правило, исполнялся одной парой. Основные движения: pas chassé, pas balancé, pas glissade, pas assémblé, pas jeté, entrechat, pas emboite.

Менуэт (франц. menuet, menu pas — маленький шаг) – старинный французский народный танец 16–17 вв.. Исполнялся в умеренном темпе и 3-дольном размере. Предшественником менуэта был старофранцузский хороводный танец аменер (amener), который зародился в провинции Пуату.

С середины 17 по середину 18 в. менуэт был основным придворным танцем, образцом французского придворного балета. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Любимым танцем королевского двора менуэт становится около 1650 года, при Людовике XIV. Его называли »королем танцев и танцем королей». А затем распространился по всей Европе, в том числе в России (где его танцевали на ассамблеях Петра I). Он пережил на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы и сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — дофин с одной из знатных дам. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные маленькие шаги и легкое скольжение. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэту обучались долго, очень трудно давалась манера исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, согнутые в локтях, с манерно приподнятыми кистями дорисовывали позы менуэта, их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка, который варьировался в плавных, закругленных линиях в виде буквы S, цифр 2 и 8, а также буквы Z. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать. В XVIII веке медленный менуэт сменил скорый, которому свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. Танец становился еще более изысканным и манерным.

Историко-бытовой и бальный танец

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Сатинская детская школа искусств»

Директор МБОУ ДОД «Сатинская ДШИ»

Приказ №26 о/д от 28.08.2012 г.

«Историко- бытовой и бальный танец»

Срок реализации 5 лет

Принята на заседании художественно- эстетического методического объединения

Протокол №1 от 28.08.2012 г.

Составили: Истомина А.А

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

В основу программы вошли танцы XVI – XX вв., имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике, такие как бранль, павана, менуэт, гавот, полонез, вальс, полька, мазурка и т.д.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

В процессе занятий необходимо воспитывать у учащегося умение правильно воспринимать музыкальное сопровождение, передавать содержание музыки в танце, добиваться выразительного исполнения (что возможно только при хорошо развитой технике исполнения), развивать чувство ансамбля и умение владеть пространством.

Изучение танцев разных эпох позволяет проследить эволюцию бытового танца, его связь с развитием танцевальной музыки.

Сроки реализации данной дополнительной образовательной программы.

Данная программа предусматривает 5-летний курс обучения историко-бытовому и современному бальному танцу.

Формы и режим занятий.

Формы занятий – групповые, наполняемость группы от 6-10 человек. Занятия проводятся 2 раз в неделю по одному академическому часу.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Формирование у учащихся культуры поведения и общения, привитие навыков вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным, корректным.

Учащиеся принимают участие в различных фестивалях, конкурсах, концертах всех уровней – от школьного до международного.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

По окончанию каждого года проводится зачет, в конце учебной программы в 7 классе проводится экзамен.

Содержание программы 1года обучения(3 класса)

. 1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Характеристика историко-бытовых танцев, их связи со своей эпохой. Правила исполнения движений по 3-й позиции ног. Уровень рук (сниженная 2-я позиция). Танцевальная культура эпохи возрождения.

Практика: Поклоны мальчика, книксен у девочки, на шагах – пропусти девочку. Маленькая позиция (ладони повернуты вниз) Па дэгаже – перенос корпуса с одной ноги на другую, из 3-й во 2-ю позицию с последующей ноги назад и вперед. Па глиссе, Па полонеза, Па вальса, Па польки, Па галопа, Вальсовая дорожка.

2. Современный бальный танец.

Теория: Детские бальные танцы их простота, веселость, органичность движений, народная основа. Характер массового танца, необходимость слаженности движений, ритмическая точность. Особенности шага с каблука, опускание и подъем в медленном вальсе, поклоны и движение бедер в танце «Квадратная румба».

«Полонез» — основные движения: шаг полонеза, шаг глиссад, балансе менуэт. Соединение фигур. несложные композиции.

«Полька» — парный, построен на шаге польки, подскоках, галопе, притопах, хлопках.

«Чарльстон» Начало изучения. Основное движение на месте, с шагом вперед и назад и в стороны, поступательный ход, кик, точки. Соединение фигур. Несложная композиция.

«Ча-ча-ча» Начало изучения. «Чек», рука в руке, повороты на месте, плечо к плечу, поворот под рукой у девочки, «веер», «клюшка». Соединение фигур. Несложная композиция.

«Разрешите пригласить» — парный, построен на беге, подскоках, простых шагах в повороте, подбивка.

«Квадратная румба» — правый и левый квадрат, полуквадраты, разрыв, правый поворот, правый квадрат с сольным поворотом девочки.

«Самба» Начало изучения. Правое основное движение, «Виск» направо и налево, ход в променаде.

«Джайв» Начало изучения. Основные фоллэвей движения, смена места, смена рук за спиной. Соединение фигур. Несложная композиция.

«Медленный вальс» Начало изучения. Перемена с правой и левой ноги, правый поворот, левый поворот.

Требования. Знать правила грамотного исполнения бальных танцев указанных групп. Понимать характер бального танца. Знать основные позиции: открытая, закрытая, променада и т.д. Ориентироваться в зале: направление движения по линии танца, против линии танца, к стене, к центру. Промежуточные: диагонально к стене и по линии танца, диагонально к центру и по линии танца. Знать происхождение танцев «ча-ча-ча», «медленный вальс», «полонез».

Содержание программы 2года обучения(4 класса)

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Танцевальная культура XVIII – XIX веков.

Практика: 1,2,3 – я формы па шассе (по Н.П. Ивановскому), вальс по 3-й позиции. Посторенние пройденного. Дополнительно левый поворот.

2. Бальный танец.

Теория: Лучшие бальные танцы, созданные хореографами, их характеристика.

«Сибирская полечка» — парный, построен на балансе вперед, назад, переменном ходе вперед, назад и в повороте, «моталочке», вальсовых поворотах.

«Фигурный вальс» — парный, построен на балансе в сторону, вперед, назад, правом и левом повороте, сольном повороте девочки, дорожке.

«Медленный вальс» — повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: наружная перемена, левое кортэ. Соединение фигур. Несложная композиция.

«Ча-ча-ча» — повторение пройденного. Дополнительно: алемана, хип твист (закрытый, открытый), три «ча-ча-ча». Соединение фигур. Несложная композиция.

«Самба» — повторение пройденного, закрепление навыков. Д ополнительно: поступательное основное движение, ход на месте, боковой самба ход, корта джака. Соединение фигур. Несложная композиция.

«Джайв» — повторение пройденного и закрепление навыков. Дополнительно: балл чейндж, американский слин, «стой – иди», хлыст с разделением. Соединение фигур, композиция.

Требования: Знать особенности манеры и стиля танцев XVIII , XIX , XX веков, уметь связать их с известными произведениями балетного искусства, знать где композитор и балетмейстер использовали менуэт, гават. В каких действиях оперы «Евгений Онегин» используется музыка и танец XIX века (вальс в два па полонез, экосез), как в балете «Золотой век» композитор Д.Шостакович и балетмейстер Ю.Григорович используют элементы танцев начала и середины XX века (танго, фокстрот, чарльстон). Понимать стиль танцев XIX и ХХ веков. Знать позиции парных танцев, разучиваемых на занятиях. Понимать что такое балансе, посыл корпуса и противодвижение корпуса, и уметь применить на практике.

Содержание программы 3 года обучения (5класса)

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Происхождение менуэта, его место как формы и жанра музыки в произведениях композиторов классиков, манера и этикет в танцах XVII века.

Практика: Основной шаг менуэта, поклон, реверанс, положения рук, позировки.

2. Современный бальный танец.

Теория: Сведения о музыке латиноамериканских танцев, их народном происхождении. Особенности ритмического построения латиноамериканских танцев, их эмоциональная окраска, технические и стилистические особенности.

«Менуэт» — парный, построен на скользящем шаге, полуприседаниях, па де буре, балансе, па граве.

«Медленный вальс» — повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: правый спин – поворот, плетение из позиции променада, шассе из позиции променада. Соединение фигур. Несложные композиции.

«Ча-ча-ча» — повторение пройденного, закрепление навыков. Соединение фигур. Несложные композиции.

«Самба» — повторение пройденного. Дополнительно: левый поворот, теневое бота-фога, корта-джака. Соединение фигур. Несложные композиции.

«Джайв» — повторение пройденного, закрепление навыков.

Требования. Знать и уметь определить танец на национальной основе, на основе историко-бытовых движений, на движениях латиноамериканских и европейских танцев. Знать позиции в паре, геометрию движений разучиваемых танцев. Знать происхождение танцев: менуэт, полька, джайв.

Содержание программы 4года обучения(6 класса)

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: характер движений входящих в танцы, построенные на вальсе (балансе, вальсовая дорожка, до-за-до).

Практика: Балансе вперед и назад. Поворот вальса вправо и влево – соло и в паре, элементы фигурного вальса.

2. Современный бальный танец.

Теория: стокаттированный характер музыки танца «Танго». Характер музыки танца «Румба», её ритмический рисунок.

Практика: Прослушивание и анализ разучиваемых танцев (мелодический рисунок, метроритм, количество тактов).

«Полонез» — с усложнением рисунка танца.

«Полька» — свободная композиция, дополнительные фигуры по выбору руководителя.

«Фигурный вальс» — свободная композиция.

«Медленный вальс» — повторение фигур. Несложные композиции.

«Ча-ча-ча» — повторение фигур. Несложные композиции.

«Самба» — повторение фигур. Несложные композиции.

«Джайв» — повторение фигур. Несложные композиции.

«Танго» — начало изучения. Ход, правый рокк – поворот, закрытое окончание, открытый левый поворот (партнерша сбоку), кортэ назад. Соединение фигур. Несложные композиции.

Требования: Уметь передать национальную выразительность движений и ритмов. Понимать стоккатированный характер ритма танго. Уметь самостоятельно составлять несложные композиции, подбирать соответствующую музыку. Знать правила этикета на занятиях, на вечере танцев.

Содержание программы 5года обучения(7 класса)

1. Современный бальный танец.

Теория: прослушивание музыки для танцев, её оценка с точки зрения критериев художественности. Разнообразие жанров, аранжировка танцевальной музыки, мера звучности, ритмическое разнообразие. Сходство и различие танцев «Ча-ча-ча» и «Румба». Знать характер музыки бальных танцев всех изучаемых групп.

Практика: Прослушивание и выбор музыки для постановки своей композиции, на материале различных танцев.

Повторение танцев, разученных ранее, по выбору руководителя.

«Полонез» — свободная композиция строится на шагах полонеза вперед и назад, поклонах и реверансе.

«Полька» — свободная композиция.

«Фигурный вальс» — свободная композиция.

«Вальс» — по 6-й позиции. Начало изучения. Правый и левый повороты, перемены с правой и левой ноги.

Танец на национальном материале.

«Медленный вальс» — соединение фигур. Несложные композиции.

«Ча-ча-ча» — соединение фигур. Несложные композиции.

«Самба» — соединение фигур. Несложные композиции.

«Джайв» — соединение фигур. Несложные композиции.

«Танго» — повторение пройденного. Дополнительно: фор степ, променадное звено. Соединение фигур. Несложная композиция.

«Кубинская румба» — начало изучения. Основное движение, «чек», рука в руке, повороты на месте, веер, «хоккейная клюшка», сольный поворот – девочки под рукой направо, алемана.

Импровизация на основе разученных танцев: полька, вальс, танцев в стиле диско и т.д.

Требования. За 5 лет учащиеся должны овладеть основами хореографического образования, знаниями, умениями, навыками позволяющими им исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров и стилей бального танца. Овладеть навыками красивой осанки, грамотностью и выразительностью движений. Занятия бальными танцами должны развивать у учащихся интерес к хореографической культуре, народной и классической хореографии, понимать художественные связи всех жанров хореографии. Знать происхождение изученных танцев.

Литература

Ивановский Н.П. Бальный танец XVI — XIX вв.-Л.-М.: Искусство, 1948.

Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец.-М. Искусство, 1963.

Кристерсон Х.Х. Танец в драматическом спектакле. М. Искусство, 1960.

Васильева Е.Д. Танец. М. Искусство, 1968.

Воронина И.А. Историко-бытовой танец. М. Искусство. 1980.

Стриганов В.М., Уральская В.И. Современный бальный танец. М. Просвещение, 1977.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИКО — БЫТОВОГО ТАНЦА ЭСТЕТИКА БЫТОВОГО И САЛОННОГО ТАНЦА XVI — XIX в

Открытый урок по историко-бытовому танцу

5 класса хореографического отделения

МОУ ДОД «Школа искусств №1»

класс преподавателя Кобзевой И. М.

Тема урока: Эстетика бытового и салонного танца 16 – 19 в. в.

Дата проведения: 11. 05. 2009 г.

Цель: — подведение итогов работы пятого года обучения

Задачи: — формирование у обучающихся навыков сценической культуры,

умения передать танцевальный образ, стиль и манеру исполнения танцев 16 – 19 в.в.

План проведения урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово педагога о целях и содержании открытого урока.

II. Представление обучающихся. Поклон.

III. Выступление учащихся класса: экзерсис на середине зала:

— «Веселый бранль» XVI в;

— исполнение cкорого менуэта и галопа XVII в;

— разновидности контрдансов: лансье (Англия, 18 в.);

— бальные танцы с шарадами: котильон 19 в.;

IV. Поклон. Оценка учащихся.

Подведение итогов выступления.

Ход урока:

Организационный момент. Вступительное слово педагога о содержании урока.

Представление обучающихся. Поклон.

Музыкальное сопровождение: Майкапар. Вальс.

III. Исполнение учащимися танцевальной композиции «Веселый бранль» (XVI в):

Бранль (фр. branle – качание, хоровод) — первоначально народный хороводный, позднее также бальный, придворный танец 15-17 веков. Характерными движениями является покачивание корпуса. Темп танца — умеренно быстрый, оживленный. Народный бранль — энергичен, порывист, чеканен, салонный — более плавен и спокоен, с большим количеством реверансов. Известны его многочисленные разновидности, отличающиеся друг от друга по размеру, темпу, хореографии (простой Бранль, двойной, Бранль прачек, башмака, с факелом и др.). Бранль явился первоисточником всех появившихся позднее салонных танцев и сыграл большую роль в развитии бальной хореографии.

Исполнение cкорого менуэта и галопа XVIII в.:

С середины 17 по середину 18 в. менуэт был основным придворным танцем, образцом французского придворного балета. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Его называли «королем танцев и танцем королей». Он пережил на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы и сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Очень важным при исполнении менуэта считалось соблюдение придворной иерархии. Исполнители располагались строго по рангам. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэту обучались долго, очень трудно давалась манера исполнения. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка, который варьировался в плавных, закругленных линиях в виде буквы S, цифр 2 и 8, а также буквы Z. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать.

В XVIII веке медленный менуэт сменил скорый, которому свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. Танец становился еще более изысканным и манерным.

(Г. Ф. Гендель. Менуэт.

Г. Ф. Гендель. Галоп)

Разновидности контрдансов: лансье (Англия, 18 в.):

Контрдансы с построением в каре известны еще в Англии XVII века. В течение времени танцы из двух, трех или четырех пар все больше выходили из моды. Это было свойственно старой придворной традиции, когда небольшое число людей танцевало для остальных, но в более поздние годы, когда все хотели танцевать, такие танцы все больше становились «не к месту». К 1700 году английские контрдансы в подавляющем числе случаев танцевались для любого количества пар — развитие, «поддерживаемое» новыми архитектурными тенденциями к строительству больших ассамблей и танцевальных залов, более подходящих для того, чтобы вместить в себя танцующих. Лансье, исполняемое на музыку Г. Перселла рассчитано на 12 пар и состоит из 5 фигур.

Исполнение полонеза.

Полонез (франц. polonaise — «польский») — танец-шествие польского происхождения, известный с 16 века. Развился на основе народного танца, который в Польше назывался «пеший» (chodzony). Танцевали его на свадьбах и других сельских праздниках. Изначально полонез танцевали только мужчины, но в процессе эволюции в нем начинают принимать участие и женщины.

В 17 веке стал танцем привилегированных классов, потерял простоту, свойственную народному танцу. В 18 веке он распространился по всей Европе как придворный танец и с этого времени получил свое название. Полонез становится одним из самых популярных танцев всей Европы, торжественным танцем-шествием, открывающим торжественные танцевальные вечера. Под торжественно-фанфарную музыку гости показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. В этом танце не было сложных хореографических украшений, замысловатых поз и, несмотря на причудливый и сложный рисунок, исполнение полонеза не представляло особого труда. Основным движением танца был изящный и легкий шаг с плавным неглубоким приседанием на третьей четверти каждого такта. Танцующие также исполняли реверансы и поклоны. Полонезу были свойственны строгая, горделивая осанка, собранность и подчеркнутое внимание к своей даме. Танцующие пары составляли одну или две колонны, круги, линии, гирлянды, «змейки» и т. д. Кавалер первой пары, который был ведущим, изобретал различные фигуры, которые были очень многочисленны и разнообразны.

(М. Глинка. Иван Сусанин. Полонез.)

Бальные танцы с шарадами: котильон 19 в.

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века, когда все балы были покорены вальсом. Слово Cotillion с французского языка можно перевести как (юбка), и поэтому многие авторы конца 19 века утверждали, что танец этот был выдуман французами в честь прекрасной половины человечества. Однако слово котильон обозначало также круговое построение в контрдансах. По-видимому, именно контрдансы и стали родоначальниками этого нового танцевального жанра. По сути своей это танец-игра. К концу 19 в. более популярен был котильон с аксессуарами.

Котильон соединял в себе движения всех танцев. Наиболее популярны были вальс, галоп и полька (во второй половине 19 в.). Без них не обходился ни один котильон. В середине века в котильон часто вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору, так что котильон иногда даже называли котильоном-кадрилью, но в начале 20 века она уже считалась старинным танцем и использовалась гораздо реже. Неоднозначно было и отношение к мазурке: одни авторы танцевальных руководств считают её основным танцем котильона и предписывают начинать и заканчивать его именно мазуркой, другие считают, что мазурка по своему характеру совсем не соответствует котильону и не может в нем использоваться.

Фигур в котильоне было великое множество. В целом количество фигур котильона, также как вальса или мазурки никогда не было строго ограничено: их было столько, сколько могла создать человеческая фантазия. Классифицировать фигуры столь же сложно, как и сосчитать. Можно предложить только два вида деления: котильон с аксессуарами и котильон без аксессуаров.

Есть фигуры (чаще всего число танцевальные), для исполнения которых не нужно никаких предметов. Для части фигур используются предметы, которые всегда есть под рукой — платки, веера, стулья, бокалы с шампанским. Часть фигур требует специальной танцевальной подготовки — наличия в зале для котильона венков, маленьких луков со стрелами, воздушных шариков, национальных костюмов, лент. Что-то из этого можно было найти во все времена в лавках / магазинах / лотках коробейников. Остальное изготовлялось фирмами, на этом специализировавшимися. Эти вещи и назывались аксессуарами. Особое распространение они получили в конце 19 — начале 20 веков. Считалось, что это разнообразит танец и делает котильон в одном доме непохожим на котильон в другом. На самом деле сильное увлечение аксессуарами во многом выхолостило дух игры, т.к. или свело большую часть фигур к банальному прямому однообразному выбору партнеров на фигуру, или предполагало сложные конструкции с различными символами, не всегда гармоничные и удачно подобранные. Возможно, именно поэтому котильон в начале 20 века постепенно отошел на задний план, а потом и вовсе исчез из бальных программ.

(Г. Свиридов. Музыкальная иллюстрация к повести Пушкина «Метель»)

IV. Поклон. Подведение итогов и оценка учащихся.

Выступление обучающихся – подведение итога работы пятого года обучения.

Основными требованиями к открытому уроку являются: демонстрация знаний техники исполнения танцевальных движений и композиции показанных постановок, умение по возможности точно передать атмосферу той эпохи, в которой эти танцы существовали.

Подготовленные классом композиции прозвучали ярко и образно. Обучающиеся справились с композиционными и техническими трудностями программы. Показали знание теоретических основ историко-бытового танца и этапов его развития на протяжении 16 – 19 в.в.

Нарская Т. Б. Историко-бытовой танец. — Челябинск, 1996.

Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. — М., 1969.

Ивановский Н. П. Бальный танец 16 – 19 веков. – М., 2000 г.

Историко-бытовой танец в контексте современного прочтения классической драматургии

Особенности современного драматического театра. Роль и содержание работы балетмейстера в интерпретации историко-бытового танца. Необходимость исследования драматических образов Мольера. Характеристика связей между танцевальным и драматическим образами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Классический, народный, характерный, историко-бытовой, бальный и эстрадный танцы. Истоки современного русского балета. Профессионализация русского народного танца. Появление театрального танца в России. Начало хореографического образования в России.

Исследование жизненного пути и творчества хореографа и балетмейстера Евгения Панфилова. Анализ особенностей развития движения современного танца в России. Обзор его деятельности художественным руководителем театра. Описания балетных постановок и наград.

Балет и разновидности сценического танца. Создание хореографического образа на сцене. Танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. Свободный пластический танец.

Отличие современного танца от классического. Танец как неотъемлемая часть пластической культуры человека. История хип-хоп культуры. Нижний и верхний брейкинг. Капоэйра как танец, борьба, гимнастика, акробатика. Главные особенности техники джаз-танца.

Основное задание балетмейстера: создание правильного образа танца; передача внутреннего состояния созданного образа; поиск органического единства между характером персонажа, его жестами и танцевальными движениями. Образные истоки танца и его языка.

История возникновения ритмов степа и чечетки. Методика преподавания основных комбинаций тэп-танца. Особенности использования технических приемов степа в современных хореографических произведениях на примере постановочной работы «Берег нашей мечты».

История развития танца как совершенно особого вида искусства. Танец — одна из самых действенных форм магического (священного) ритуала. Магический танец вчера и сегодня, позы и позиции. Символизм танца. Основные положения и понятия. История танца живота.

Предпосылки и причины появления бального танца в России, его развитие на русской почве. Современный бальный танец как синтез спорта и искусства. Особенности работы преподавателя с различными категориями учеников. Влияние танца на развитие личности.

Современный танец как повод для раздумий. Лаборатория естественного движения. Связь между формой танца и своим внутренним состоянием. Мерс Канингем как духовный «отец» хореографического авангарда. Особенности постановки танца Пины Бауш в школе «Фольванг».

Определение танца, его направления и виды. Краткая характеристика творческого пути артиста балета Игоря Моисеева. Народно-сценические танцы. Специфика хореографического отображения действительности. Роль магического танца в воспитании академизма у детей.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

  • RSS
  • Delicious
  • Digg
  • Facebook
  • Twitter
  • Linkedin

Твиттер

RSS not configured

Популярное

Танец каша в...

Сценарий выпускного утренника в детском саду Сценарий утренника предназначен ...

Ютуб детские танцы...

LiveInternetLiveInternet -Рубрики ДЕТЯМ (30) Обучающие игры (21) ...

Танец детский сад...

Вальс для детей в детском саду Топ-10 идей выпускных ...

Тадевосян армен волгоград...

Тадевосян Армен ООО "ИНТЭС" 125252, г. МОСКВА, ул. КУУСИНЕНА, ...

Арабские песни для...

Самые лучшие танцевальные арабские песни (Топ-10) О чем повествуют ...

Спонсоры