Василий Клейменов

балетмейстер Театра Танца Фламенко

Василий Клейменов — маэстро цыганского танца

художественный руководитель, балетмейстер Московского Театра Танца Фламенко

Закончил балетмейстерский факультет ГИТИС в 1981 г. как специалист испанского танца, танца фламенко и танца цыган России, спец. курс проф. Р. Захарова, который набирался из звезд балета, таких как В. Васильев, М. Лиепа, Е. Максимова, Кондратьева, Н. Тимофеева

1971 г. — Лауреат фестиваля «Московские звезды» среди творческих коллективов СССР как актер театра «Ромэн», за роль Ромендадо в спектакле «Кармен из Трианы» (реж. Анхель Гутиерес)

1972 г. — Лауреат фестиваля-смотра творческой молодежи «Московская Театральная весна» среди профессиональных театров как актер театра «Ромэн».

1976 г. — Лауреат фестиваля-смотра творческой молодежи «Московская Театральная весна» среди профессиональных театров как балетмейстер за спектакль «Огненные кони».

1989 г. — Лауреат (Гран-при) Всесоюзного конкурса артистов эстрады и балетмейстеров как балетмейстер за свои постановки танцев «Испанская сюита», «Цыганская сюита», «Гаучо».

Разработал свою методику подачи и обучения цыганским танцам и танцам фламенко. В это же время создал программу Театра танца Фламенко (1987 г.) и сольную концертную программу «Танцы цыган мира», которые вывозил по линии Госконцерта по России, Японии, Германии, Испании, Америке, Югославии.
Создавал постановки танцев в цыганском стиле чемпионам мира и Европы по фигурному катанию Н. Линичук и Г. Карпаносову, в стиле фламенко А. Крыловой и ее ученикам, а также призерам Чемпионата Мира 2002 г. по фигурному катанию М. Дробязко и П. Ванагас.
Давал хореографический материал и участвовал в создании цыганского образа и характера при постановке цыганского танца для М. Дробязко и А. Дьяченко в проекте «Ледниковый период».

Участвовал в создании спектаклей, танцевальных постановок — в качестве балетмейстера-постановщика:

спектакль — мюзикла «Чары» по роману А. Куприна «Олеся» («Ромэн», Ачинский театр, реж. Юрий Шерлинг),

спектакль «Огненные кони» («Ромэн»);

танец — «Цыганская сюита» для концертной программы государственного ансамбля народного танца «Россия»(худ. рук. Т. Лукьянова)

в качестве режиссера-балетмейстера: хореографический рисунок в сценах спектакля «Живой труп» в Малом Театре (реж. Виталий Соломин).

Работа в кино: постановка испанских и цыганских танцев, а также музыкальных фрагментов в кинофильмах: «Мой остров синий», «Табор уходит в небо».

С детских лет увлекался танцем и музыкой. Первый педагог танца — Дмитрий Константинович Мартын (один из основателей молдавского государственного ансамбля «ЖОК»). В 1964 году поступил в Ростовское культпросвет училище, где учился у выдающегося хореографа и балетмейстера Ирины Алексеевны Тиме, бабушка которой — Елизавета Тиме, готовила танцоров еще в императорский театр. Ирина Тиме первая отметила и развила балетмейстерские способности Василия.

Тогда уже он делал свои первые постановки к праздникам на городских площадях и стадионах.

В 18 лет — артист Московского театра «Ромэн».

Здесь он разрабатывает свои постановки и танцы в стиле фламенко со своей партнершей — известной цыганской танцовщицей — Земфирой Жемчужной. Она, по сути, и является первой исполнительницей танцев фламенко в России, способной к импровизации. Во время гастролей в Москве испанского цыганского балета «Antonio&Rosaria» , сам Антонио — художественный руководитель балета, при встрече с Земфирой был восхищен ее танцем и в знак признания профессиональных способностей поцеловал ее юбку (1965 г).

Сын Антонио — Хосе Антонио (долгие годы являвшийся главным балетмейстером Мадридского королевского балета), Антонио Гадес, балет Марии Росса и другие, приезжая в Россию, старались попасть на встречу с цыганами театра “Ромэн”, где происходил творческий обмен стилями цыганских танцев.

С 1982 г.— член Союза театральных деятелей.

С 1986 г. — главный балетмейстер системы “Союзгосцирка”.

С 1987 г. — главный балетмейстер Сочинской государственной филармонии.

1984 год — создание Театра Танца Фламенко в составе балетного отдела Москонцерта.

Театр выступает по всей стране и за рубежом с собственной программой — «Танцы Фламенко. Песни и танцы русских цыган».

Наиболее талантливые из них привлекаются к выступлениям в качестве артистов Театра Танца Фламенко.

К настоящему моменту В. Клейменовым разработана новая концертная программа «Flamenco — Duende De Mi Corazón» («Фламенко – дух моего сердца»), которая постоянно обновляется и дополняется новыми танцевальными постановками.

Цыганский танец

Наблюдая за огневыми плясками цыган трудно остаться равнодушным – ноги просто сами просятся в пляс, а руки начинают непроизвольно двигаться в ритме музыки. Цыганские танцы на протяжении многих веков создавались различными группами цыган. И танцы каждой группы ромалов отличались от танцев их собратьев, живущих в другой стране. Ведь благодаря своему кочевому образу жизни цыган можно встретить и в Азии, и в Европе, и даже в Африке. И танцевальные традиции тех стран, которые становились домом ромалов, непременно находили свое отражение в цыганских плясках, создав неповторимый самобытный культурный пласт.

История ромалов всегда будоражила умы ученых и порождала споры. Долгое время считалось, что родиной цыган был Древний Египет. В языках некоторых народов мира до сих пор «цыгане» и «египтяне» – это равнозначные понятие. Но в далеком 1855 году немецким языковедом Августом Фридрихом Поттом была доказана теория индийского происхождения цыган. Ученый нашел неопровержимые доказательства того, что прямые предки современных цыган берут свое начало из Древней Индии, из так называемой касты «дом».

Эта каста была хоть и неприкасаемой, но самой низшей в иерархии. Члены касты «дом», которая и по сей день сохранилась на территории современной Индии и Пакистана, были в основном музыкантами и артистами. Из-за постоянных конфликтов между мелкими индийскими княжествами, цыгане не имели постоянного заработка, так как спрос на представления во время воин и конфликтов был крайне низким.

Из-за повальной нищеты и голода цыгане вынуждены были в V веке покинуть свою родину и двинуться в основном на запад в поисках своего цыганского счастья. Цыгане разбредались по всей Европе и Азии, постепенно перенимая обычаи и традиции оседлых народов и создавая свою собственную, неповторимую культуру и язык.

Одним из самых ярких и узнаваемых элементов цыганской культуры является, конечно же, цыганский танец. По манере исполнения цыганские танцы, обычно, разделяют на сценический, салонный, уличный и таборный.

Сценический способ рассчитан на зрелищность и на исполнение в больших помещениях – театрах, на эстраде. Обычно он выполняется профессиональными артистами.

Салонные танцы – этот фактически тот же сценический вариант, но который уже рассчитан на ограниченное количество людей, собранных в относительно небольшом замкнутом пространстве – на дому клиента, ресторане и подобных заведениях.

Уличная манера исполнения считается предшественницей сценического способа танцевать цыганские танцы. Появилась она, как это уже понятно из названия – на улицах, где цыгане танцевали перед зеваками на ярмарках и гуляньях. В современной хореографии под уличной манерой исполнения подразумевают импровизационный танец, когда танцор сам выбирает манеру исполнения с учетом сложившейся обстановки – музыки, количества зрителей, пространства.

Таборная манера – это бессистемный и разнообразный набор движений и элементов, который рассчитан, в основном, на демонстрацию ловкости и виртуозности перед сородичами и соплеменниками. Таборный способ применим больше для семейных торжеств ромалов, на которых танцуют все – и стар, и млад. Ведь недаром предками цыган были артисты – одаренность этой нации к музыке и танцам просто феноменальна. Цыгане, как будто бы, впитывают свои артистические способности с молоком матери: цыганский малыш еще толком не научился ползать, но уже поводит плечиками, машет в такт музыке ручками и пытается подпевать взрослым.

Самое широкое распространение, пожалуй, цыганские танцы получили в России. Вплоть до конца XVIII века цыганское искусство было исключительно достоянием самих цыган и не выходило далеко за пределы их кочевых таборов. Так продолжалось до тех пор, пока цыганской культурой не увлеклась российская аристократия. Одним из законодателей моды на цыганское искусство был великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, который просто обожал повеселиться в обществе ромалов.

Его поэма «Цыганы» возбудил небывалый интерес в аристократическом обществе тогдашней Российской Империи, которая, в большинстве своем, и не слышала о таком кочевом народе, не то, что знала их культуру. Дворяне стали приглашать в свои дома ромалов, чтобы послушать их песни, насладиться чарующими и грустными мелодиями скрипки и гитары и посмотреть на огневые пляски. Именно с тех пор бесшабашное широкое русское застолье или гуляние непременно ассоциируется с цыганами.

Танцы русских цыган отличаются от всех остальных сложной композицией – медленный темп в самом начале постепенно и непрерывно нарастает и танец заканчивается буквально в сумасшедшем, бешеном ритме. В танце используется выразительная пластика рук со сложными дробными выстукиваниями – чечеткой. Кроме того, цыганский танец – это огромное количество красивых завораживающих движений. В женских цыганских танцах так же используется работа с юбкой, шалью, бубном.

В мужском же танце очень часто используются дроби или чечетка. Основоположником такого элемента считают по праву Николая Чубарова, соединившего традиционные цыганские дробные походки с элементами чечетки, которая была безумно популярна в дореволюционной России. Чубаров хлопал себя по голенищам и подошвам сапог, по груди, создавая взрывную и динамичную пляску. Такая манера показалась настолько привлекательной и для зрителей и для исполнителей, что после Чубарова этот стиль прижился и стал неотъемлемой частью цыганских танцев.

Кроме танцев русских цыган в мире существуют так же множество других видов этого искусства. Одними из основных считаются:

  • — цыганский танец живота – традиционно этот танец исполняется балканскими или турецкими цыганами. Он очень схож с восточными танцами, и отличается от них более сложной и разнообразной работой бедер, верчениями, игрой рук, щелканьем пальцев и типичными, характерными только для балканских народов, движениями ног. Такой танец может включать в себя даже акробатические элементы;
  • — цыганское фламенко – как ни странно это звучит сейчас, но очень долгое время из-за своих мавританских и еврейских корней, фламенко считалось сугубо цыганским танцем. Сейчас цыганское фламенко существует, преимущественно, в уличной и сценической формах;
  • — пляска цыган-мадьяр – отличительной особенностью таких танцев является богатая движениями, экспрессивная мужская партия, и очень маловыразительная, скудная женская. Как и в других цыганских танцах, мужской танец состоит из прищелкивания пальцами, хлопков по ногам, игры ног;
  • — хора (ора) – это коллективный танец балканских групп цыган. Обычно танцуется в виде хоровода из однополых танцоров: как правило, танцуют одни девушки и женщины, или же – одни юноши и мужчины.

Конечно же, здесь перечислены далеко не все виды танцев такой талантливой и одаренной нации как цыгане. Ведь цыганский танец – это целый самостоятельный мир, который имеет свою многовековую богатейшую историю, свой неповторимый язык жестов и движений, свои изюминки и милые особенности. Мир, которому вот уже много веков подряд не перестает удивляться и аплодировать все человечество!

Школа цыганского танца «Деви Денс»: обучение цыганским танцам, прокат цыганских костюмов, цыганские танцы для выступлений на вечеринках — всё это мы с радостью предлагаем вам!

Вы хотите необычно провести вечер? Думаете, как устроить свадьбу, которая надолго запомнится гостям? Желаете хорошо отдохнуть и весело отгулять выходные? Мечтаете о творческой реализации? Школа цыганского танца «Деви Денс» поможет вам! Здесь вы сможете пройти обучение цыганским танцам, как «с нуля», так и продолжить и закрепить изученное ранее.

У нас вы можете купить цыганский костюм (женский, мужской, детский) или взять его в аренду, предварительно выбрав на фото. Мы поможем подобрать цыганское платье вашего размера и наиболее подходящей вам расцветки.

Школа цыганского танца «Devi Dance» поможет вам войти в мир цыганского танца, предложит вам самые лучшие, самые яркие цыганские танцы, поможет интересно и необычно провести время в атмосфере динамичной, многоцветной цыганской культуры. Вы можете заказать, пригласить для выступления на банкете, празднике, свадьбе, юбилее, любых торжествах — наших одарённых, талантливых исполнительниц цыганского танца.

О цыганском танце

Цыганский танец, страстный и завораживающий, пленительный, чарующий, обворожительный, влекущий к себе: никто не останется к нему равнодушным, никто не в силах противостоять его безграничной энергии! В нём смешиваются и переплетаются элементы разных культур — балканской, кельтской, индийской и арабской. Цыганские народы кочевали по разным странам, и в каждой из них приносили в свой быт и в своё творчество элементы тех народов, на территории которых проживали. Удивительный накал, бьющая через край сила цыганских танцев завоёвывает им поклонников в различных частях земли. Начиная с девятнадцатого века искусство цыганского танца, как и вся культура цыган, покорила зрителя Европы и набирает всё большую популярность в западных странах. Поэтому цыганский танец — воплощение идеи единства в многообразии: таборный танец, салонная венгерка, сценический эстрадный танец — все эти направления имеют не так много общего друг с другом, но все они могут по праву называться цыганским танцем.

Обучение цыганскому танцу

Каждый из нас видел, как танцуют цыгане, и, наверно, не раз восхищался их страстностью, стремительностью и беззаботным весельем. В цыганском танце запечатлелась и яркая красота Испании, и зажигательность Южной Индии, а о том, какую огромную популярность он обрёл в России, даже не приходится говорить! В мире растёт взаимосвязь различных культур, и благодаря этому обучение цыганским танцам доступно теперь для всех желающих.

Наша школа обучает всех желающих цыганскому танцу вот уже несколько лет. Опыт обучения показал, что практически нет людей, не способных к цыганскому танцу. В студии обучаются люди разного возраста, разных профессий, но все они развивают свои умения и успешно осваивают принципы этого искусства. Мы можем с уверенностью сказать: не волнуйтесь, у вас всё получится! Наши педагоги накопили большой опыт, они личностно, индивидуально подходят к каждому ученику. На занятиях мы создаём дружелюбную, тёплую атмосферу, основанную на доверии и взаимопомощи. Мы ставим своей целью обучить цыганским танцам каждого, дать ему как можно больше, помогаем ему в его развитии. Участники студии «Devi Dance» уже с первых месяцев обучения имеют возможность выступать на сцене, они регулярно принимают участие в благотворительных и коммерческих мероприятиях. И даже если у вас не получится стать знаменитым исполнителем цыганского танца, вы всё равно сделаете вашу жизнь более интересной, найдёте новых друзей, дело, которое вам по душе. Школа «Деви Денс» не просто обучит вас цыганскому танцу: она даст вам веру в себя, вдохновение и радость существования! Кроме цыганского танца, вы сможете изучить в нашей студии и другие предметы, например, восточные рисунки хной.

История и композиция цыганского танца необычайно сложны и увлекательны, но мастерству вольных кочевников может научиться каждый!

Костюмы для цыганского танца

Сшить яркий, нарядный, экзотический цыганский костюм вполне можно самостоятельно. Для этого необходимо только желание, знания и некоторые навыки шитья. Но в условиях быстрого темпа современной жизни, острого дефицита времени и загруженности делами может быть не так просто найти время на создание собственного костюма. Поэтому наша студия предлагает вам широкий выбор готовых цыганских костюмов. У нас вы сможете купить для выступлений цыганский костюм, изготовленный в профессиональной швейной мастерской. Кроме того, мы можем сшить вам костюм из вашей ткани согласно вашим индивидуальным требованиям. У нас есть и такая услуга, как прокат цыганских костюмов: для тех, кому не нужен постоянный наряд, или тех, кто пока ещё не может позволить себе приобрести его, в нашей школе можно взять цыганский костюм в аренду на день или несколько. Ещё одна причина для того, чтобы взять костюм напрокат, а не купить — это регулярные выступления перед знакомой публикой: разные костюмы освежают впечатления зрителей от ваших танцев. Даже один и тот же цыганский номер, исполняемый в другом костюме, воспринимается по-новому.

Для цыганских вечеринок

Программа, посвящённая цыганскому танцу, включает в себя как исполнение танцев, так и, по желанию заказчика, интерактивное общение со зрителями и мастер-классы по цыганскому танцу. Всё это поможет создать неповторимую атмосферу на тематической цыганской вечеринке или юбилее, а также дополнить и украсить любое торжество. В арсенале школы такие известные шедевры цыганского танца, как «Шатрица», «Бричка», «Чавы», «Шауляки» и другие. Репертуар постоянно пополняется. Мы с радостью пойдём вам навстречу и поможем исполнить любые, самые смелые мечты и творческие идеи!

Цыганский танец

Цыганский танец появился среди тех, кто когда-то входил в касту неприкасаемых. Давным-давно предки цыган обитали на севере Индии, откуда и разбрелись по миру вместе с пленительным, страстным и таким влекущим танцем. Именно цыганский танец был одним из инструментов восточного воздействия на грубоватую и консервативную Русь еще до её крещения, во времена княгини Ольги, тысячу лет назад.

Продвигаясь по землям иных государств, цыгане впитывали местные музыкальные и танцевальные традиции, обогащая свой танец новыми движениями, новыми характерами. Ассимилируясь, они изобретали цыганский танец живота (Аль Джауази) и цыганское фламенко, цыганскую ору и цыганскую венгерку. Арабская, индийская, балканская, испанская, польская, русская, венгерская, греческая манера исполнения все равно уступают цыганской страсти и стремительности движений.

Босоногие цыганки с копной черных как смоль волос, мужественные цыгане в подкованных сапогах, гитара, скрипка, золотое монисто, обжигающие взгляды, табор, костер и танец – такими оставались цыгане в любой стране, где бы ни появлялись.

Знатоки утверждают, что таборный танец столь же далек от салонного цыганского, как мазурка от хоровода. Однако не сохранилось никаких источников, помогающих восстановить искусство таборной пляски. Осталось лишь довольствоваться сценическими постановками, не лишенными жгучего темперамента и цыганской колоритности.

Не бывает парного цыганского танца, как невозможно и коллективное его исполнение. Цыганский танец – это всегда сольный танец страсти и огня. Мужской – маневренный, стремительный, с отбиванием ритма каблуками, ударами ладоней о голени, подошвы, бедра. Женский – легкий, яркий, плавный в начале и быстрый в конце. Дроби мелкие-мелкие, движения незначительные, руки летающие, плечи подвижные.

Танец сопровождает серебристый звон гитары, плач скрипки и пение табора. Несмотря на то, что между цыганскими танцами разных стран нет практически ничего общего в технике, объединяет их уникальный дух свободы, которым пропитано каждое выступление. Накал страстей и бьющая через край завораживающая сила способны разогреть кровь даже самого равнодушного к искусству Терпсихоры.

Categories: Сальса
  • RSS
  • Delicious
  • Digg
  • Facebook
  • Twitter
  • Linkedin

Твиттер

RSS not configured

Популярное

Танец каша в...

Сценарий выпускного утренника в детском саду Сценарий утренника предназначен ...

Ютуб детские танцы...

LiveInternetLiveInternet -Рубрики ДЕТЯМ (30) Обучающие игры (21) ...

Танец детский сад...

Вальс для детей в детском саду Топ-10 идей выпускных ...

Тадевосян армен волгоград...

Тадевосян Армен ООО "ИНТЭС" 125252, г. МОСКВА, ул. КУУСИНЕНА, ...

Арабские песни для...

Самые лучшие танцевальные арабские песни (Топ-10) О чем повествуют ...

Спонсоры