Учимся танцевать русский народный танец

Элементы и движения в русском народном танце

В одиннадцати небольших видеоуроках рассматриваются основные движения из русского народного танца. Два профессиональных танцора продемонстрируют вам правильное выполнение каждого из приемов русского танца — сначала в замедленном темпе с пояснениями, а затем более быстро и под музыку.











Автор видеоматериалов: Самопляс

Материал создан: 21.02.2015

комментарии к статье

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее.

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее.

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее.

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее.

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее.

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее.

Русский народный танец моталочка

Методическое пособие по

народно — характерному танцу

«Музыкальная раскладка движений русского танца»

(в помощь педагогам-хореографам)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества»

Методическое пособие по

народно — характерному танцу

«Музыкальная раскладка движений русского танца»

(в помощь педагогам-хореографам)

Автор: Кармазина Т.Ю.,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Содержание:

2. О русском танце;

3. Упражнения для рук;

4. Основные элементы русского танца;

1.Введение

Методическое пособие разработано в помощь молодым специалистам по хореографии, не имеющих опыта работы с детьми в системе дополнительного образования. Молодые педагоги испытывают определенные трудности, именно тогда, когда приступают к изучению нового материала. Как, не только грамотно, но и доступно обучить детей тем или иным движениям, этот вопрос с годами исчезнет сам по себе, когда у них появится опыт работы, свои наработки, свое видение предмета. Данное пособие содержит:

  • описание движений;
  • музыкальную раскладку на начальном этапе обучения в классе народного танца;
  • подготовительные упражнения.

Разработка сопровождается материалами:

  • советы педагогу;
  • методические рекомендации по музыкальной раскладке движений русского танца;
  • разновидности элементов русского танца.

Для изучения элементов русского танца подобраны элементы, в процессе изучения которых есть определенные трудности и типичные ошибки. Для русского танца, в котором часто исполняются выстукивающие элементы, обувь должна соответствовать характеру танца. Прежде всего, она имеет кожаную основу, для девочек — это туфли на среднем каблучке (3-4 сантиметра), для мальчиков — сапоги.

2.О русском танце

Нет необходимости говорить о степени важности изучения русского танца. Его развитие тесно связано со всей историей народа, с его бытом и обычаями. Он удивительно богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционными построениями.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком.

В данной работе для изучения предлагаются базовые (традиционные) элементы русского танца.

3. Упражнения для рук.

Руки в русском танце очень выразительны, и положения их разнообразны. В сочетании с движениями головы и корпуса они передают характер, настроение исполнителя, придают танцу национальную окраску и особую выразительность.

Перед тем, как начать изучение позиций рук в народном танце, необходимо выучить позиции рук классического танца. Во время исполнения упражнений следить за правильной постановкой корпуса. на разучивание упражнений необходимо много музыкального сопровождения, чтобы было время на исправление выявленных ошибок. Затем объяснить и разучить компоновку кисти в позициях народного танца:

  • пальцы собраны ( пальчики в «варежке»).
  • большой палец находится рядом с указательным ( не уходит к центру ладошки),
  • пальцы не напряжены, безымянный палец и мизинец чуть приподняты вверх.
  • в 1 и 2 позиции локти не провисают вниз;

В положении «руки на талии»:

  • 4 пальца прикасаются друг с другом, большой палец сзади,
  • кисти примыкают плотно к бедрам и находятся сбоку – следить чтобы руки не сползали на живот, локти не отводились назад.
  • локти и плечи опущены вниз.
  • когда проучены точные движения рук из позиции в позицию, можно сократить количество тактов при исполнении упражнений и использовать различные варианты движения рук.

Упражнение исполняется на 8 тактов. Исходное положение 6 или 1 позиция ног.

-2 такта – стоять, корпус подтянут, руки опущены вниз вдоль корпуса(подготовительное положение);

-2 такта- руки снизу, по корпусу, поднять в положение руки « на талии»

-2такта – стоять, корпус подтянут, плечи опущены;

-1 такта- руки ,по корпусу, опустить вниз;

-1такт – мышцы корпуса расслабить (дать почувствовать детям контрастные ощущения расслабленных и «собранных мышц»). 8 тактов – упражнение повторяется.

Упражнение исполняется на 8 тактов. Исходное положение 6 или 1 позиция ног.

-1 – 4 такты –из подготовительного положения поднять руки в 1 позицию, стоять корпус подтянут;

-5 – 8 такты – удлинить руки (положение allonge) и плавно опустить в подготовительное положение. (Повторить 2 раза).

Упражнение исполняется на 4 такта

-1 -й такт — поднять руки в 1 позицию;

-2-й такты – фиксируем 1 позицию;

-3 — 4-й такты — удлинить руки (положение allonge) и плавно опустить в подготовительное положение. (Повторить 4 раза).

Исходное положение 6 или 1 позиция ног. Упражнение исполняется на 8 тактов.

-1-2-й такты – из положения руки на талии- открыть в 1 позицию;

-3–й такт – начиная от пальцев приоткрыть руки вперед («открыть воротца» — удлинить), следить чтобы локти не проваливались вниз;

-4 –й такт- вернуть руки в 1 позицию (округлить);

-5 — й такт – снова удлинить руки вперед;

-6 – й такт –и открыть на 2 позицию;

-7–й такт — удлинить руки (положение allonge), опустить в подготовительное положение;

8 –й такт – снизу, по корпусу, взять руки на талию (повторить 2 раза).

Позже упражнение исполняется на 4 такта и на 2 такта.

Исходное положение 6 или 1 позиция ног.

-1 -й такт – из положения руки на талии- открыть в 1 позицию;

-2 –й такт – начиная от пальцев приоткрыть руки вперед (удлинить);

-3 –4 й такты – открыть на 2 позицию, фиксируем позицию;

-5 –й такт – со 2 позиции закрываем руки в 1 позицию;

-6- й такт – фиксируем 1 позицию;

-7 – й такт – разворачивая кисти ладонями вниз, закрываем на талию;

-8 –й такт – фиксируем положение рук на талии;

Позже упражнение исполняется на 4 такта и на 2 такта.

Движение рук из 1 позиции в 3 позицию. Исходное положение 6 или 1 позиция ног.

-1 -й такт – из положения руки на талии- открыть в 1 позицию;

-2 –й такт – начиная от пальцев приоткрыть руки вперед и удлинить;

-3 –4 й такты – поднять в 3 позицию, фиксируем позицию;

-5 –й такт – из 3 позиции опускаем руки в 1 позицию;

6- й такт – фиксируем 1 позицию;

7 – й такт – разворачивая кисти ладонями вниз, закрываем на талию;

8 –й такт – фиксируем положение рук на талии;

Позже упражнение исполняется на 4 такта и на 2 такта.

(Когда проучена основа, варианты portdebras могут быть различными:

-1 -й такт – правую руку открыть через 1 поз. на 2 поз., сопровождая руку взглядом;

-2 –й такт- левую руку открыть через 1 поз. на 2 поз., сопровождая руку взглядом;

-3 –й такт -закрыть правую руку через 1 поз. на талию, сопровождая руку взглядом;

-4 — й такт — закрыть левую руку через 1 поз. на талию, сопровождая руку взглядом и т.д.

4. Основные элементы русского танца

Припадание

Советы педагогу и методические рекомендации:

— припадание изучается после того, как разучено положение surlecou- de- pied.

— исполняя припадание с продвижением в сторону — необходимо следить чтобы падение исполнялось вдаль за ногой в сторону;

— demi-plie должно исполняться сдержанно ( на мышцах)

— свободная нога берется на cou- de- pied четко, сохраняя выворотное положение ног;

№ 1 Припадание с продвижением в сторону

Исходное положение 5 позиция ног, лицом к станку (вступление):

-1 такт- полупальцы;

-1 такт -. правую ногу открыть в сторону на 25 градусов (движение проучивается на 2 такта, лицом к станку, позже на середине зала);

-1 такт – томбе на правую ногу в сторону, левая нога берется на cou- de- pied (положение фиксируется);

-1 такт – встать на полупальцы левой ноги, правую ногу открыть в сторону на 25 градусов (2 такта — движение повторяется сначала).

Затем движение исполняется на 1 такт и на 1/2 такта.

№2 Припадание вперед без продвижения

Исходное положение 5 позиция ног (на вступление):

-1 такт- полупальцы;

-2 такт — правую ногу открыть вперед на 25 градусов;

-«раз –и» – томбе на правую ногу под опорную, левую ногу четко взять на cou- de- pied.

-«два –и»– встать на полупальцы левой ноги, правую ногу открыть вперед на 25 градусов, движение повторяется сначала.

Припадание может исполняться в повороте на 1/4, 1/2 круга.

— исполняя припадание без продвижения, необходимо следить чтобы падение исполнялось точно под опорную ногу;.

— после того, как движение разучено в чистом виде, добавляются движения головы, рук, корпуса.

Изучение дробных движений русского танца.

Советы педагогу и методические рекомендации:

— прежде чем приступить к изучению основных дробей (верхней «из-за» такта и «ключевой» в такт),необходимо проучить ударные подготовительные упражнения;

— полезно, для развития чувства ритма и лучшего запоминания ритмического рисунка, повторять его хлопками в ладоши;

— на протяжении всего движения высота demi-plie на опорной ноге сохраняется;

— работающая нога согнута в колене на высоте – выше щиколотки, подъем сокращен, ступня параллельно полу;

— отскок на опорной ноге должен быть коротким, со звуком в пол, что далее даст четкий звук при исполнении дробей;

— удары должны быть отскакивающими ( не «лепить» в пол), а для этого икроножная мышца должна быть напряжена;

— удары пробиваются всей стопой.

Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1такт. Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены».

-« раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;

Повторить 4 раза. Затем исполнить левой ногой

№2 Подготовительное упражнение

Исходное положение 6 позиция ног. колени «смягчены».

-« раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;

-«раз» – удар всей стопой об пол левой ногой;

-«и- два –и» – пауза. Повторить 8 раз.

№3 Тройной притоп

Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1такт. Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены».

-«раз» – удар всей стопой об пол правой ногой;

-«и»– удар всей стопой об пол левой ногой;

-«два» – удар всей стопой об пол правой ногой;

Повторить 4 раза с правой ноги. затем 4 раза с левой ноги

Эти движения можно исполнять в различных ритмических рисунках ( в такт, «из –за» такта, с паузами и т.д.)

№ 4 Подготовительное упражнение к верхней дроби

Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1 такт. Лицом к станку 6 позиция ног. На вступление demi-plie на левой ноге, правую согнуть и поднять выше щиколотки.

-«и»— отскок на левой ноге;

-«раз- и- два » — пауза;

-«и» — движение повторяется и так 4 – 6 раз. Затем исполняется на середине зала. (Следить чтобы при исполнении отскока положение сохранялось).

№ 5 Верхняя дробь( основная)

Исходное положение 6 позиция ног. На 1 такт движение.

-«и- и- раз»—отскок на левой ноге, а правой пробить 2 удара (всей стопой), закончить движение – тяжесть корпуса на правой ноге

-1 такт – повторить левой ногой.

№ 6 Верхняя дробь( законченный вид)

-«и- и- раз»—отскок на левой ноге, правой пробить 2 удара (всей стопой);

-«и-и-два» — отскок на правой ноге, левой пробить 2 удара (всей стопой).

№ 7 Верхняя дробь с переступанием

Исходное положение 6 позиция ног. , demi-plie.

-«и-и-раз»—отскок на левой ноге, правой пробить 2 удара (всей стопой), закончить движение – тяжесть корпуса на правой ноге;

-«и-2» — 2 переступания на левую и правую ногу;

-1 такт – повторить с левой ноги.

Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 1 такт.

исходное положение 6 поз. ног, demi-plie.

«раз» — удар правой ногой

«и» — отскок на левой ноге

«два-и» — 2 переступания на правую ногу, левую.

Движение повторить 4 раза с правой ноги затем с левой ноги

Когда разучено движение № 7с двух ног, разучивается русский ключ простой. затем сложный:

-«раз» — удар правой ногой;

-«и» — отскок на левой ноге;

-«два» -наступить на правую ногу;

-«и» — удар левой ногой;

-«раз» — отскок на правой ноге;

-«и-два»- притоп левой ногой, притоп правой ногой.

Виды (приемы)дробных движений: дробная дорожка, пятко- носковая дробь, дробь одной ногой -«хромоножка»

В этом движении поочередный перевод ног спереди назад производит впечатление, как будто заплетается веревочка.

Советы педагогу и методические рекомендации:

— высота деми- плие и низких полупальцев сохраняется на протяжении всего упражнения;

— колени опорной и работающей ноги направлены в сторону;

— при сгибании, работающая нога не отводится от опорной ( «зацепиться» пальцами сзади)

— следить, чтобы работающая нога опускалась на подушечку точно под пятку опорной, не заводилась глубоко накрест, иначе, это приведет к развороту бедер, что не допустимо при исполнении этого движения.

— следить чтобы движение исполнялось на одном месте ( за счет проскальзывания вперед на опорной ноге) продвижения назад недопустимо,

— перед тем , как приступить к изучению веревочки на середине зала необходимо проучить у станка элемент — пассе , подготовку к веревочке и его разновидности.

№ 1 Подготовительное упражнение

Музыкальный размер 2/4 движение исполняется на 4 такта.

Исходное положение 5 позиция ног.

-1 такт – ретире , колено направлено в сторону;

-1 такт – повысить ногу до положения «у колена»;

-« и» — повысив перевести ногу назад;

-1 такт – опустить по опорной ноге в 5 позицию;

-1 такт- пауза. Исполнить движение в обратном порядке.

№ 2 Подготовительное упражнение

Музыкальный размер 2/4 . Движение исполняется на 2 такта, исходное положение 5 позиция ног, боком к станку:

-«раз» – правая нога через ретире ( колено направлено в сторону);

-«и-2» – повышается до положения «у колена»;

-« и» — повысив, переводится назад;

— 1 такт — опустить по опорной ноге в 5 позицию;

-2 такта – повторить левой ногой.

№ 3 Подготовительное упражнение

Музыкальный размер 2/4 .Движение исполняется «из-за» такта.

Исходное положение 5 позиция ног, боком к станку:

-на «и» — правой ногой пассе, с фиксацией ноги сзади, в положении «под коленом»;

-«раз- опустить по опорной ноге в 5 позицию;

— «и» — можно исполнить движение в обратном порядке ,правой ногой вперед или повторить движение левой ногой.

№ 4 Выполнение движения «Веревочка»

Перед тем, как приступить к выполнению движения «Веревочка»

следует проучить упражнение № 3 в положении demi-plie.

Исходное положение 5 позиция ног, боком к станку. На вступление- деми- плие, пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы),

колени направлены в сторону. Движение исполняется на 1 такт.

-«и» — проскользнуть на опорной ноге, одновременно работающую ногу перевести назад в положение «под коленом»;

-«раз» — опустить по опорной ноге в позицию;

-«и-два» — пауза. Повторить движение с левой ноги.

№ 6 Движение «Веревочка» ( законченный вид)

Исходное положение 5 позиция ног, исполняется на 1/2 такта.

На вступление- demi-plie, пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы):

-«и –раз» — веревочка правой ногой ;

-«и-два» — веревочка левой ногой.

Этот вид также можно исполнять вперед (обратная веревочка ), в повороте на 1/4, в сочетании с «ковырялочкой» , «косыночкой» и другими движениями.

Разновидности «веревочек» : двойная, с переступанием на каблук и на подушечку, со скачком на опорной ноге.

Советы педагогу и методические рекомендации:

— движение исполняется на едином demi-plie;

— скачки на опорной ноге, на начале обучения, делать утрированными, чтобы дети почувствовали ритм движения. Этот ритм присутствует во всех видах «моталочек»;

— мазки от себя к себе (флик- фляк), исполняются от колена, бедро стараться удерживать на месте;

— в конечной точки флика, стопа натянута (для успешного освоения движения следует разучить подготовительные упражнения).

№ 1 Подготовительное упражнение

Музыкальный размер 2/4. Движение исполняется на 1 такт. Исходное положение 6 позиция ног, боком к станку.

На вступление- demi-plie. , пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы), тяжесть корпуса на левой ноге. Высота деми- плие и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

-«раз» — согнуть в колене правую ногу;

-«и-два» — флик подушечкой правой ноги вперед. Подъем натянуть;

-«и-раз» — фляк к себе, сгибая в колене правую ногу;

-«и-два» — флик подушечкой правой ноги вперед. (Повторить 7 раз — 7 тактов).

На 8-й такт, опустить правую ногу в 6 позицию и перенести на нее тяжесть корпуса.

Исполнить упражнение с левой ноги.

№ 2 Подготовительное упражнение

Исходное положение 6 позиция ног, боком к станку.

На вступление- demi-plie. , пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы), тяжесть корпуса на левой ноге, правая нога в положении cou- de- pied.по 6 позиции. Высота деми- плие и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

-«раз» — скачок на левой ноге;

-«два» — повторить скачок на левой ноге;

№ 3 «Моталочка» одной ногой

Исходное положение 6 позиция ног.

На вступление- demi-plie. , пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы). Высота demi-plie. и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

-«раз» — скачок на левой ноге, правую ногу согнуть в колене;

-«и» — флик подушечкой правой ноги вперед, подъем натянуть;

-«два» — повторить скачок на левой ноге;

-«и» — фляк к себе, сгибая в колене правую ногу;

Движение повторяется этой же ногой.

№ 4 «Моталочка» с переменой ног

Исходное положение 6 позиция ног.

На вступление- demi-plie. , пятки оторвать от пола (низкие полу пальцы). Высота demi-plie. и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

-«раз» — скачок на левой ноге, правую ногу согнуть в колене;

-«и» -флик подушечкой правой ноги вперед, подъем натянуть;

-«два» — повторить скачок на левой ноге;

-«и – раз» — фляк к себе,с перескоком на правую ногу, левую согнуть назад. Движение повторяется с левой ноги.

Моталочка с переменой ног может исполняться по 5 позиции из стороны в сторону.

Разновидности: «фигурная» моталочка, моталочка на 90 градусов ( с мазком каблука, отскоки исполняются на всей стопе).

«Подбивка» в русском танце

Советы педагогу и методические рекомендации:

— чтобы добиться четкого звука, при исполнении этого движения, нужны сильные, жесткие удары подушечками в пол, добиться этого помогут подготовительные упражнения;

— высота demi-plie. и низких полупальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

№ 1 Подготовительное упражнение

Исходное положение 6 позиция ног . Музыкальный размер 2/4.

На вступление- demi-plie. , пятки оторвать от пола (низкие полупальцы).

На каждую долю такта жесткие шаги с ударами в пол подушечками стоп.

-«раз» — правой ногой;

-«два» — правой ногой;

-«и» — левой ногой и т.д.

Можно использовать любой ритмический рисунок.

№ 2 Подготовительное упражнение

«Сбивка» по 6 позиции. Исходное положение 6 позиция ног.

На вступление — demi-plie. , пятку левой ноги оторвать от пола (низкие полу пальцы), правая нога в положении cou- de- pied.по 6 позиции.

Высота demi-plie. и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

-«и – раз» — 2 жестких переступания( с акцентом в пол) по 6 позиции правой, левой ногой («сбивка»);

-«и» — переступание на правую ногу;

-«два» — переступание на левую ногу;

— 1 такт – движение повторяется.

№ 3 «Подбивка» с переступанием

Исходное положение 6 позиция ног.

На вступление- demi-plie. , пятку левой ноги оторвать от пола (низкие полу пальцы), правую ногу открыть в сторону на 25 градусов.

Высота demi-plie. и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

-«и – раз» -подбить правой ногой левую ногу в воздухе, приземлиться на правую ногу и сразу переступить на левую;

-«и» — переступить на правую ногу;

-«два» — переступить на левую, а правую ногу открыть в сторону на 25 градусов.

Далее движение повторяется.

№ 4 Более сложное движение «подбивка» подряд одной ногой.

Исходное положение 6 позиция ног. На вступление- demi-plie. , пятку левой ноги оторвать от пола (низкие полу пальцы), правую ногу открыть в сторону на 25 градусов.

Высота demi-plie и полу пальцев сохраняется на протяжении всего упражнения.

-«и – раз» -подбить правой ногой левую ногу в воздухе, приземлиться на правую ногу и сразу переступить на левую, а правую ногу открыть в сторону на 25 градусов;

-«и – два» — движение повторить.

Советы педагогу и методические рекомендации:

— при разучивании данного движения встречаются определенные сложности восприятия учащимися ритмического рисунка, я применяю разучиваие движения со словами, ( упасть – ударить – отскочить) дети быстрее его запоминают.

№ 1 «Молоточек» с переменой ног

Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягчены».

Музыкальный размер 2/4.

-«раз» — упасть на левую ногу, правую ногу максимально согнуть в колене назад;

-«и» -удар подушечкой правой ноги сзади;

-«два» — отскок на левой ноге, правую ногу максимально согнуть в колене назад;

-«раз» — упасть на правую ногу и движение повторяется с другой ноги.

Этот вид так же можно исполнять с продвижением вперед, назад и из стороны в сторону.

№ 2 «Молоточек» с одной ноги подряд

Исходное положение 1 позиция ног, колени «смягчены»:

— «раз» — упасть на левую ногу, правую ногу согнуть в колене назад;

-«и» -удар подушечкой правой ноги сзади;

-«два» — отскок на левой ноге, правую ногу согнуть в колене;

-«и » — удар подушечкой правой ноги сзади;

-«раз –и-два-и» — упасть на правую ногу и движение повторяется.

Этот вид так же можно исполнять с продвижением вперед, назад , в повороте на 360 градусов, из стороны в сторону, в координации с руками, корпусом и головой.

Советы педагогу и методические рекомендации:

— изучать движение следует с объяснения и освоения главного приема- переката с подушечки на пятку и обратно;

— основной вид движения исполняется на «смягченных» коленях;

№ 1 Подготовительное упражнение

Исходное положение 1 позиция ног, колени «смягчены». Музыкальный размер 2/4.

-«раз-и» — сгибая в колене правую ногу, приподнимаем пятку и разворачиваем на подушечке стопу в не выворотное положение, опускаем на пол;

-«два-и» — «перекатывам» стопу на пятку и разворачиваем ее в выворотное положение. Движение в обратном порядке:

-«раз-и» — на пятке заворачиваем стопу в не выворотное положении;

-«два-и»- через перекат переводим стопу на подушечку и разворачиваем в выворотное положение.

То же исполнить левой ногой.

-«затакт» — 1 позиция — правая нога на подушечке, левая на пятке;

-раз-и» — правую ногу, разворачиваем на подушечке,а левую на пятке в не выворотное положение (носок к носку), опускаем на пол;

-«два-и» — правую ногу на пятке, а левую на подушечке разворачиваем в выворотное положение (пятка к пятке).

Движение исполняется в правую сторону 4-8 раз, затем в левую сторону.

Затем движение исполняется на 1/2.такта в координации с руками, головой, корпусом, в повороте.

Разновидности: основной прием движения «перекат»- остается, но может исполняться, не вставая из demi-plie.(применяется в мужских, образных танцах), с углублением demi-plie в момент заворота стоп в не выворотное положение (в игровых женских танцах).

Исходное положение 1 позиция ног. Музыкальный размер 2/4.

-«раз» – небольшой подскок на левой ноге, правая сгибается в колене (колено к колену);

-«и» — пр .нога, согнутая в колене ставится невыворотно на носок, на расстоянии стопы правее от левой ноги;

-«два» — небольшой подскок на левой ноге, правая нога, вытягиваясь в колене, выворотно поднимается вперед – вправо;

-«и» — пр. нога, вытянутая в колене, ставится на каблук вперед и чуть вправо.

Этот вид можно исполняться: в сочетании с притом, поочередно правой затем левой ногой, в повороте на 180 и 360 градусов.

№ 1 «Трилистник» с переступанием

Исходное положение 6 позиция ног, колени «смягченные»

Музыкальный размер 2/4.

-«и» — перекат по стопе правой ноги с пятки на подушечку;

-«раз» — наступить на левую ногу, правую поднять в положение cou- de- pied.по 6 позиции;

-«и» — переступание на правую ногу;

-«два» — переступание на левую ногу.

Далее движение повторяется.

№ 2 «Трилистник» с одной ноги подряд

-«и» — перекат по стопе правой ноги с пятки на подушечку;

-«раз» — наступить на левую ногу, правую поднять в положение cou- de- pied.по 6 позиции;

-«и – два» — движение повторить.

Список литературы

  1. Ткаченко Т. Народный танец. В. 1. –М., 1967 г.
  2. Гусев Т. Методика преподавания народного танца. Ч.1,2. – М., 2002 г.
  3. Климов А. Основы русского народного танца. – М., 1981 г.
  4. Надеждина Н. Русские танцы. – М., 1951 г.

Народно-сценический танец

История развития русского народного танца от истоков до наших дней. Хореографическая структура хороводов и плясок. Методика преподавания народно-сценического танца на первоначальном этапе обучения. Правила исполнения движений народного экзерсиса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Признаком этого движения является резкий акцент. Отведенной ногой при соприкосновении вытянутого носка её с полом, но мазок этот производится стопой ненапряжённой и движущейся не только «от себя»,но и «с себя». Характерный при этом звук должен быть четким как при flic так и при flac.

Большое внимание надо уделить положению ноги на con-de-pied, четко показывать разницу между положением con-de-pied впереди и сзади. Необходимо следить за выворотностью стоп и коленей. Верх рабочей ноги должен быть закреплён, работает только низ ноги. По окончанию первого года обучения в комбинацию на flic-flac могут быть включены, переступания, упражнение может исполняться на peie с разнообразным ритмическим рисунком. Движение может заканчиваться с фиксацией стопы как на con-de-pied, так и носком на полу.

Дроби- один из самых распространенных элементов русского народного танца. Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В ни выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими- стучащими, но они могут быть и тихими- журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах.

Дробь-это движение русского танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары и выстукивание, в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными и даже тройными. Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко. Все дроби могут исполняться на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Очень важно не перенасытить дробные выстукивания чересчур сложными элементами, и сложным ритмическим рисунком. Лучше всего дробные выстукивания сделать в форме перепляса. Можно сделать с ковырялочкой, игровыми элементами, позировками.

Relevelent battement devellope.

Одно из наиболее трудных движений экзерсиса, развивает силу ног, бедра, шаг, подготавливает ноги и тело. При исполнении этого движения нога поднимается на 90°и выше.

Музыкальный размер:4/4,изучается на два такта 4/4. Необходимо следить за подтянутостью опорной ноги, и мышц бедра, тазобедренная часть корпуса должна быть ровной и неподвижной. Поднимать и опускать ногу надо сдержано, с вытянутым подъемом и пальцами, сначала на носок, затем спокойно придвинуть ногу скользящим движением в исходное положение. Движение следует выполнять не менее 2-х раз по всем направлениям. Рука должна находится во II позиции, это даёт дополнительную устойчивость и неподвижность корпусу.

Упражнение направленное на развитие стопы. Выполняется как на ровных ногах, так и на plie. Необходимо следить за положением стоп как в выворотных позициях так и в обратных. Под конец 1-го года обучения это обучения это упражнение может выполняться в любой национальности.

Grand battement jete.

Музыкальный размер 2/4. Первоначально исполняется на 2 такта, проходя и фиксируя все положения стопы на полу, затем на один такт. Упражнение выполняется не менее 4-х раз в каждом направлении. В комбинацию могут быть включены releve, plie. Рука должна быть открыта во II позиции. Менять позицию руки необходимо при неподвижном положении ног. Бросок должен быть легким, резким, с акцентом наверх. В дальнейшем можно применять более сложный вариант после броска наверх, рабочая нога опускается на пятку, опорная при этом сгибается в колене, затем одновременно рабочая нога переводится на носок, а опорная вытягивается.

2.УПРАЖНЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА.

Танцевальные шаги наиболее характерный элемент народной хореографии. Они являются основой всех танцев, особенно русских как старинных, традиционных так и современных.

Чаще всего шаги встречаются в хороводах, в медленных и плавных плясках.

В русском народном танце существует большое количество шагов-шаг с переступанием, простой сценический шаг, переменный шаг, тройной, шаркающий, шаг с соскоком, шаг с притопом, подбивка, припадание и многие другие. Они играют большую роль в соединении отдельных движений между собой. Простой шаг исполняется в медленном и среднем темпах. При увеличении темпа шаг переходит в бег.

Движение под названием веревочка прочно вошло в русский танец. Движения ног в танце имитируют процесс завивание веревки.

В то время как ноги энергично » вьют веревочку «- исполнитель стоит на одном месте, не продвигаясь ни назад, ни вперед, корпус его прямой и почти неподвижный. Эта простая или, как ее часто называют, одинарная, является основой других видов. Может исполняться на всей стопе, и на не высоких полупальцах. Необходимо следить за тем, чтобы соскок в пол был четким, рабочая нога скользила носком точно по опорной ноге, колени были предельно развёрнуты в стороны, рабочая нога поднималась не ниже чем до колена опорной ноги.

По усвоению и закреплению навыков исполнения простой верёвочки, можно приступать к более усложненной: двойной, синкопирован ной, с переступанием, с вращением и передвижением вперёд, назад, влево и вправо. Первоначальное изучение на 2 такта 2/4.

Исполняется 2 такта 2/4. Необходимо следить за четким соскоком опорной ноги в пол, четким одинаковым по значению «шарканьем» рабочей ноги об пол. В дальнейшем движение исполняется на 1 такт 2/4,поочерёдно левой и правой ногой, добавляются более усложненные элементы.

Эта группа элементов основана на движении ног от колена вперед-назад, вправо-влево, от себя-к себе , при этом ударяют в пол полупальцами или ребром каблука, реже всей стопой. Движение можно выполнять одной ногой подряд и поочередно то одной, то другой ногой, без подскоков или с небольшими подскоками на опорной ноге- на полной стопе или на полупальцах.

Сначала идёт разучивание отдельных, входящих в этот танец, движений ног; затем необходимо «ввести» руки и если есть, работать над позами и положениями в парном танце. В заключение разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации, фигуры и целый танец. Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступают к соединению их в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, а фигуры в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

С разучиванием движений танца, начинается основная работа над танцевальным образом. Точный показ педагога должен помочь ученикам увидеть типичные черты образа. Таким образом, чтобы весь процесс обучения танцу был плодотворным, следует сочетать наглядность, осмысленность с творческим поиском учащихся. Движения применяемые в танце не должны опережать программу первого года обучения, они должны быть направлены на закрепление, повторение, отработку выученных элементов. Выполняемые движения не должны противоречить методике на 1-ом году обучения.

ПРИМЕРНЫЙ УРОК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННЫЙ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНО- СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.

ДВИЖЕНИЯ У СТАНКА

Исходное положение I позиция, лицом к станку, обе руки на станке. Музыкальный размер 2/4

1-4- Стоим по первой позиции, все мышцы напряжены, стопы выворотные, колени затянуты, ягодицы подтянуты, голова прямо.

1-4- Расслабить все мышцы

1-24- повторить упражнение еще 3 раза

Не меняя музыкальный размер выполнить RELEVE

1-6- 3-и releve по I позиции

7-8- 3-4- battement tendus в сторону

По такому же принципу выполнить releve по всем позициям

Исходное положение I позиция. Музыкальный размер 3/4 вальс

1-4- Pour- de- bras назад, голова повернута к правому плечу

1-4- Вернуть корпус в исходное положение. Голову перевести в лево

1-4- Pour- de- bras назад, голова повернута к левому плечу

1-4- Вернуть корпус в исходное положение. Голову перевести в право

1-12- Повторить комбинацию еще 2 раза

1-24- По такому же принципу выполнить перегибы в сторону

Исходное положение I позиция. Музыкальный размер 4/4

1-Demi plie по I позиции

2- Demi plie по I позиции

3- Demi plie по I позиции. Рука I- на пояс

4-Battement tendus в сторону во II позицию

1-Demi plie по II позиции

2- Demi plie по II позиции

3- Demi plie по II позиции. Рука I-II позиция

4-Battement tendus в V позицию вперед

1-8-По такому же принципу выполнить demi plie по V позиции впереди и сзади

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

1-2- battement tendus по полу вперед. Голова повернута на право

3-4- battement tendus по полу вперед

1 -/ Движение ногой по полу от себя

-/ Поставить стопу на каблук

2 -/ Перевести стопу на носок

-/ Закрыть ногу в V позицию назад

3-4- Demi plie. Рука I- на пояс.

1-2- battement tendus по полу в сторону. Закрыть назад. Голова переводится прямо 3-4- battement tendus по полу в сторону. Закрыть вперед.

1-2- battement tendus с переводом стопы на каблук

3-4- Demi plie. Рука I-II позиция.

1-16- Повторить всю комбинацию в обратном направлении.

BATTEMENT TENDUS JETE

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

1-2-пауза позиция. Музыкальный размер 2/4

4 -/ Рука I- на пояс. Ноги- demi plie, пятка левой ноги поднимается от пола.

1-2-battement tendus jete вперед. Голова повернута на право

3-4- battement tendus jete вперед

1-2- battement tendus jete pour-le-pieds

3- Левая пятка ставится на пол в V позицию. Колени выпрямляются. Рука — I позиция.

4- Левая пятка поднимается, колени согнуть. Рука на пояс

1-2-battement tendus jete в сторону. Голова переводится прямо

3-4- battement tendus jete в сторону

1-2- battement tendus jete pour-le-pieds

3- Левая пятка ставится на пол в V позицию. Колени выпрямляются. Рука — I позиция.

4- Левая пятка поднимается, колени согнуть. Рука II позиция

1-16-По такому же принципу повторить комбинацию в обратном направлении.

POND DE JAMBE PAR TERRE

Исходное положение I позиция. Музыкальный размер 4/4

2 2^ Рука I позиция

2 ^ battement tendus в сторону. Рука II позиция

2^ Приподнять ногу от пола. Flac к себе, левая нога на cou-de-pieds сзади.

1 2^ 6-я позиция ног. Левая стопа скошена.

2^ Левая стопа ведется носком вперед.

2^ demi-rond до стороны

2^ Приподнять ногу от пола. Flac к себе, левая нога на cou-de-pieds сзади.

2- Rond до стороны

3- Rond до стороны

4- Полный rond назад. Нога осталась на носке.

1- Degage на правую ногу

2- Degage на левую ногу. Рука- ладонью на грудь.

3 -/ Passe-par-terre правой ногой вперед

-/ Закрыть вперед в V позицию

4 -/ Demi plie. Рука- I позиция

-/ Releve. Рука поднимается в III позицию

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

3 -/ Рука I позиция

-/ Рука II позиция

1-2- 1 каблучное вперед. Голова повернута на право

3-4- 1 каблучное вперед

1-2- 1 каблучное вперед

3- Вытянуть колени. Рука I позиция

4- Plie. Рука- на пояс

1-4- 2 каблучных в сторону. Голова переводится прямо

1-2-1 каблучное в сторону

3- Вытянуть колени. Рука I позиция

4- Plie. Рука- II позиция

1-16- По такому же принципу сделать движение назад и в сторону

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

3 -/ Рука- I позиция

-/ Battement tendu в сторону. Рука- II позиция

4 -/ Приподнять ногу от пола. Рука- I-на пояс

1-2- 1-но b. foundu вперед. Голова повернута на право

3-4- 1-но b. foundu вперед

1-2- 1-но b. foundu в сторону. Рука- I-II позиция. Голова переводится прямо

3-4- 1-но b. foundu в сторону

1-4- 2-а b. foundu назад. Голова повернута на право

1-2- 1-но b. foundu в сторону. Рука- I-II позиция. Голова переводится прямо

3- Поставить ногу на носок

4- Приподнять ногу от пола . Flac к себе, левая нога на cou-de-pieds сзади.

1-8- 2-а b. foundu в сторону с разворотом колена

1-4-1-но b. foundu в сторону с разворотом колена, ногу поставить в сторону на носок

1-2- Demi plie по II позиции, перейти на правую ногу. Рука- I- на пояс, голова поворачивается на право

3-4- Demi plie по II позиции, перейти на левую ногу, правую закрыть вперед в V позицию, голову перевести в исходное положение

ПОДГОТОВКА К ВЕРЕВОЧКЕ

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

1-2- 1- passe по ноге, закрыть назад в V позицию

3-4- 1- passe по ноге, закрыть вперед в V позицию

1-2- 1- passe по ноге, закрыть назад в V позицию

3-4- 1- passe по ноге, закрыть вперед в V позицию

1-12- 3-и подготовки к веревочки с разворотом колена

1-2- Рука- I- на пояс

3-4- Рука- I-II, demi plie

1-24- Повторить комбинацию на demi plie

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

4 -/ Рука-I- на пояс. Правая нога «берется на условное» cou-de-pieds впереди.

1-3- 3 flic-flac вперед голова повернута на право

4- Рука- I-II позиция

1-3- 3 flic-flac в сторону. Голова переводится прямо

4- Рука- I-на пояс

1-8- По такому же принципу сделать движение назад и в сторону

Исходное положение VI позиция. Музыкальный размер 2/4.Движение выполняется в форме перепляса

Движение первыми начинают девочки стоящие на центральном станке

1-2- 4-и простых шага с ударами каблуков об пол

3-4- 2-а тройных притопа

1-2- 4-и двойных дроби с правой ноги

3-4- Одинарный ключ. Рука- I-на пояс

Движение продолжают девочки стоящие на боковых станках

1- два простых шага с ударами каблуков об пол

2-4- 3-и тройных притопа

1-2- 2-е двойные дроби с переступанием с левой ноги. Рука- I- на пояс

3- 1-на двойная дробь с левой ноги, соскок вниз на правую ногу, левая нога согнутая в колене поднимается на верх перед собой

4 -/ Перескок на левую ногу, правая поднимается на верх

Движение продолжают все девочки

1- 2-е двойные дроби с правой ноги. Рука-I-II

2- 1-а двойная дробь с переступанием с правой ноги

3- 2-е двойные дроби с левой ноги

4- 1-а двойная дробь с переступанием с левой ноги

1-2-4-и семейских дроби с разворотом плечей

3-4- Двойной ключ с правой ноги. Рука- I- на пояс

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 4/4

2 -/ Рука I позиция

-/ Рука II позиция

1 -/ battement tendus правой ногой вперед, нога на носке.

-/ Медленно поднимаем ногу на верх на 90

2 -/ Держим ногу наверху

-/ Опустить ногу на носок. Закрыть в V позицию

3 -/ Через условное cou-de-pieds, нога носком ведется до положения passe

-/ Нога от колена вытягивается вперед

-/ Опустить ногу на носок. Закрыть в V позицию

1-12- По такому же принципу сделать relevelent и develop по всем направлениям

Исходное положение V позиция. Музыкальный размер 2/4

1-2-Grand battement вперед

3-4- Grand battement вперед

1-2-Grand battement вперед

3-4- Releve. Опуститься в V позицию. Рука I- на пояс

1-24- По такому же принципу сделать grand battement по всем направлениям

УПРАЖНЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

ХОДЫ И ПРОХОДКИ

Исходное положение : 3 девочки стоят на центральном станке, 1 на правом боковом, 1 левом боковом. Стоят лицом к зрителю по III позиции, руки опущены вниз

Музыкальный размер 4/4. Русский лирический хоровод

2-Руки- I- на пояс

Движение начинают 2 боковые девочки которые стоят на центральном станке №1 и №3

1-2- 8 сценических шага с носка вперед

3-4- 8 сценических шага с носка вперед. Руки- I-II. Разошлись по сторонам. Руки- allonge, опустить

1-2- Центральная девочка делает 4 переменных шага вперед. Руки- I-II. В это время 1и 3 девочки проходят по боковому станку и становятся назад.

3-4- Все девочки делают 4 шага на полупальцах с pike колено поднимается перед собой.

Только №1,3,4,5 делают вперед, а №2 назад. На 1-ый такт руки открываются через I во II (№2 держит руки во II позиции) на 2-ой такт руки — I- на пояс

1-2- Все девочки делают 4 припадания на правую ногу.

3-4- 4 припадания на левую ногу по диагонали. Руки- I- левая III- правая II позиция

1-2- 4 припадания на левую ногу по точкам 7,5,3,1. Руки-I- на пояс

3-4- С правой ноги 3 переменных шага назад. Левая нога осталась впереди на носке на нее шаг и правую ногу закрыть в III позицию.На переменных шагах руки открываем, на шаге, руки закрываем на пояс

Музыкальный размер 2/4. В русском характере

1-4- С правой ноги 8 шагов с каблука вперед. Руки- I-II

1-4- 8 шагов с каблука по кругу, во круг себя. Девочка №2 в это время выходит вперед образовывая круг. Руки- I- на пояс

1-4- С правой ноги 7 шагов с соскоком по общему кругу. Руки на поясе. Тройной притоп в круг.

1-4- 7 шаркающих шагов в круг. Шаг на левую ногу, соскок на обе ноги. Руки- I-II-взяться за руки.

1-4-4 подбивки с правой ноги. Руки- вытягиваются ровные перед собой.

1-4-8 подбивок с правой ноги. Руки остаются в таком же положении

1-4- 4 подбивки с левой ноги. Руки опускаются вниз

1-4- 8 подбивок с левой ноги. Выстраиваются в одну линию.

1-2- 2 удара (на четные числа) правой ногой. Держась за руки девочки №2 и 4 поворачиваются друг к другу, тоже делают и девочки №3 и 5, одна девочка остается одна.

3-4- 2 удара (на четные числа) правой ногой. Только поворачиваемся к другой девочке.

1- 2-а удара (на «и») правой ногой. Опять поворачиваемся к другим девочкам

2- 2-а удара (на «и») правой ногой. Поворачиваемся к другим девочкам

3- 2-а удара (на «и») правой ногой, повернуться на зрителя

1-4- 8 шагов с каблука с соскоком вперед. Руки-I-II

1-4- 6 шагов с каблука с соскоком во круг себя. Шаг на правую ногу соскок на 2-е ноги, руки закрыть именно в этот момент.

Исходное положение III позиция. Музыкальный размер 4/4

1- Правая рука- I-II

2- Правая рука- I- на пояс

3- Левая рука- I-II

4- Левая рука- I- на пояс

1- Две руки- I-II смотреть в кисть правой руки

2- Две руки- I- на пояс

3- Две руки- I-II смотреть мимо локтя левой руки

4- Две руки- I- на пояс

1-2-4 гармошки с plie. Руки- через стороны складываются перед собой одна на другую

3-4 гармошки в право. Руки остались на месте

4-4 гармошки вокруг себя. Руки медленно открываются во II позицию

1-2- 4 припадания за левой ногой назад. Левая рука- на поясе, правая рука- медленно открывается во II позицию

3- 4 припадания на правую ногу по диагонали. Рука- подготовительное положение-II Левая рука-III

4-4 Припадания на левую ногу по диагонали. Руки закрыть

1-2-а переменных шага с правой ноги. Первая линия назад, вторая линия вперед. Первая линия открывает руки, вторая линия руки держит на поясе

2-2-а переменных шага. Линии меняются в исходное положение. Вторая линия закрывает руки, первая- открывает

3- Повторить еще раз по такому же принципу

4-3-и шага вокруг себя, сзади линия закрывает руки, приставка, руки открыть-I-II.

Исходное положение VI позиция. Музыкальный размер 2/4. Движение начинают 3 девочки

2- Рука- I- на пояс

Движение начинают первые девочки

1-4- 2-е моталочки вперед правой ногой

1-4- 2-е моталочки вперед левой ногой

1-4- 2-е моталочки вперед по очереди правой и левой ногой. Рука- I-II

1-4- 2-е моталочки в сторону по очереди правой и левой ногой

1-4- 2-е моталочки в сторону по очереди правой и левой ногой

Первые девочки стоят на месте, вторые продолжают движение

1-2-2-е моталочки вперед правой ногой

3-4-2-е моталочки вперед левой ногой

1-2- 2-е моталочки вперед по очереди правой и левой ногой. Рука- I-II

3-4- 2-е моталочки в сторону по очереди правой и левой ногой

Движение выполняют все девочки

1-2- 1-на моталочка с захлестом с правой ноги

3-4- 1-на моталочка с захлестом с левой ноги

1-3- 3-и моталочки в сторону

4- Пройной притоп. Рука-I-II

Исходное положение III позиция. Музыкальный размер 2/4

2- Рука- I- на пояс

Движение начинают первые две девочки. Веревочка на целой стопе

1-8- 4-е веревочки

1-4- 2-е веревочки, (на «и») Руки-I-II

1-4- 4-и веревочки , (на «и»)

Движение продолжают вторые девочки. Веревочка на полупальцах

1-8- 4-е веревочки

1-4- 2-е веревочки, (на «и») Руки-I-II

1-4- 4-и веревочки , (на «и»)

Движение выполняют все девочки

1-4- 4-и двойных веревочки. Руки- I-на пояс

1 -/ одна двойная веревочка с правой ноги

-/ ковырялочка левой ногой. Руки-I-II

2 -/ одна двойная веревочка с левой ноги

-/ ковырялочка правой ногой. Руки- I-на пояс

4 -/ 1-а веревочка

Исходное положение III позиция. Музыкальный размер 2/4

2- Рука- I- на пояс

Движение начинают первые две девочки.

1-4- 4-и молоточка en face. По очереди правой и левой ногой

1-4- 4-и молоточка en face. По очереди правой и левой ногой. Руки- I-II

1-2- 4-и молоточка правой ногой

3-4- 4-и молоточка левой ногой

1-4- 4-и молоточка по очереди правой и левой ногой по кругу. Руки- I- на пояс

Движение продолжают следующие девочки

1-2- 4-и молоточка на месте правой ногой, корпус повернуть на право. Правая рука- I-II

3-4- 4-и молоточка на месте левой ногой, корпус повернуть на лево. Левая рука- I-II

1-3- 6-ть молоточков на зрителя по очереди правой и левой ногой

4- Тройной притоп. Руки закрыть

1-4- Одна моталочка в сторону и 6 молоточков с продвижением в право. Правая рука- I-II

1-4- Одна моталочка в сторону и 4 молоточка с продвижением в лево, левая рука- I-II тройной притоп. Руки -I- на пояс

Исходное положение VI позиция. Музыкальный размер 2/4

2- Рука- I- на пояс

Движение начинает одна девочка

1-2- 4-и простых шага с ударами каблуков об пол

3-4- 2-а тройных притопа, нога «на воздух»

1-2- 4-и простых шага с ударами каблуков об пол

3-4- 2-а тройных притопа, с ударом каблука об пол

1-8- Повторить дробь. Только на первых тройных притопах открыть руки, на следующих тройных притопах закрыть

Дробь продолжают следующие две девочки

1-4- 8-мь двойных дроби

1-4- 4-и двойных дроби с переступанием

1-4- 8-мь двойных дроби. Руки- I-II позиция

1-4- 3-и двойных дроби с переступанием, тройной притоп. Руки- I- на пояс

Дробь продолжают следующие две девочки

1-4- Два одинарных ключа

1-4- Два двойных ключа

1-4- Два одинарных ключа. На первом ключе руки открыть во вторую позицию

1-4- Два двойных ключа. На первом ключе руки закрыть на пояс

Эту дробь выполняют все девочки

1-2- Три трилистника с правой ноги вперед, тройной притоп

3-4- Три трилистника с правой ноги вперед, тройной притоп

1-4- Тоже сделать с левой ноги

1- Один трилистник с притопом в правую диагональ. Правая рука- I-II

2-3- Два трилистника с притопами в правую диагональ

4- Тройной притоп

1- Один трилистник с притопом в левую диагональ. Левая рука- I-II

2-3- Два трилистника с притопами в правую диагональ

4- Тройной притоп. Руки- I- на пояс

Исходное положение VI позиция. Музыкальный размер 2/4

2- Рука- I- на пояс

Вращения начинают две девочки

1-32- Восемь вращений

Вращения продолжают две девочки

1-16- 16-ть вращений

Поставлен на материале русского народного танца. В форме перепляса. Музыкальный размер 2/4

Исходное положение; две девочки стоят по бокам друг от друга, две оставшиеся стоят вместе с левой стороны

Движение начинают девочки №1 и №2

1-3- 6-ть простых сценических шага на встречу друг к другу с правой ноги

4- тройной притоп, корпус наклонить

1-3- 6-ть простых сценических шага на зрителя с правой ноги. Руки-I-II

4- тройной притоп. Руки- I- на пояс

1-4- 4-и шага на полупальцах вокруг себя по внешнему кругу с правой ноги

1-4- 4-и припадания в сторону. Девочка №1 делает на левую ногу; №2 на правую. Меняются местами. Девочка №1 проходит впереди

1-2- Обе делают 3 шага вперед удар каблуком об пол №1-правым №2- левым

1-2- Вместе этим же движением отходят назад

3-4- Перескок на другую ногу, удар каблуком об пол, перескок удар каблуком об пол. Девочка №1 ударяет сначала левой пяткой потом правой, №2 соответственно с другой ноги

1-2- 2-е Подбивки друг к другу

3-4- Перескок, удар ногой об пол корпус наклонить вперед, руки через стороны положить друг другу на талии

1-2- 2-а простых сценических шага назад с левой ноги , двигаться в правую диагональ

3-4- 3-и простых сценических шага назад. Левая нога осталась на носке ее закрыть в 3-тью позицию. Голову повернуть на зрителя

Дальше вступают другие девочки. Музыкальный размер не меняется, аккомпаниатор проигрывает с начало два аккорда. Мелодия должна отличаться от предыдущей

1-4-4-и шаркающих шага на каблук с переступанием с левой ноги

1 -/ 1-н удар правой ногой об пол девочками №3 и №4

-/ 1-н удар «в ответ» об пол девочками №1 и №2

2 -/ Все девочки делают выпад назад на правую ногу, левая нога впереди на каблуке корпус нагнут вперед

-/ Подтянуть левую ногу в 3-ю позицию

3-4- 4- и простых сценических шага девочки №3 и №4 делают, обходя по кругу через правое плечо

Перепляс начинают первые девочки

1-2-2-е моталочки вперед правой ногой

3-4-2-е моталочки вперед левой ногой

1-2- 2-е моталочки вперед по очереди правой и левой ногой. Рука- I-II

3-4- 2-е моталочки в сторону по очереди правой и левой ногой

1-2- 1-на моталочка с захлестом с правой ноги

3-4- 1-на моталочка с захлестом с левой ноги

1-3- 3-и моталочки в сторону

4- Пройной притоп. Рука-I-II

Перепляс продолжают вторые девочки

1-2- 4-и веревочки с правой ноги

3-4- 2-е веревочки с переступанием. Руки I-II

1-2- 4-и веревочки с правой ноги

3- Одна веревочка с правой ноги удар левой ногой в пол. Левую руку закрыть на пояс 4- Одна веревочка с левой ноги удар правой ногой в пол. Правую руку закрыть на пояс

1-4- 4-и двойных веревочки. Руки- I-на пояс

1 -/ одна двойная веревочка с правой ноги

-/ ковырялочка левой ногой. Руки-I-II

2 -/ одна двойная веревочка с левой ноги

-/ ковырялочка правой ногой. Руки- I-на пояс

4 -/ 1-а веревочка

Движение выполняют первые девочки

1-2- Ковырялочка с правой ноги, перейти на левую правой притоп

3-4- Тоже самое выполняют девочки №3 и №4

1-4- Все друг к другу выполняют два раза «три шага притоп» образовывая круг

1-4-4 подбивки с правой ноги. Руки- вытягиваются ровные перед собой.

1-4-8 подбивок с правой ноги. Руки остаются в таком же положении

1-4- 4 подбивки с левой ноги. Руки опускаются вниз

1-4- 8 подбивок с левой ноги. Выстраиваются в две линии

1-4- 4-и молоточка en face. По очереди правой и левой ногой

1-4- 4-и молоточка en face. По очереди правой и левой ногой. Руки- I-II

1-2- 4-и молоточка на месте правой ногой, корпус повернуть на право. Правая рука- I-II

3-4- 4-и молоточка на месте левой ногой, корпус повернуть на лево. Левая рука- I-II

1-3- 6-ть молоточков на зрителя по очереди правой и левой ногой

4- Тройной притоп. Руки закрыть

1-4- Одна моталочка в сторону и 6 молоточков с продвижением в право. Правая рука- I-II

1-4- Одна моталочка в сторону и 4 молоточка с продвижением в лево, левая рука- I-II тройной притоп. Руки -I- на пояс

1-4- 4-и молоточка по кругу через правое плечо

1-2- 2-а молоточка на зрителя

3- 1-а моталочка с правой ноги вперед

4- шаг на правую ногу, на каблук, левую подставить. Руки- I-II

Народный танец играет немаловажную роль в воспитании молодежи. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно- физического, эстетического и художественного развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены. Остановимся на краткой характеристики каждого из них.

Как известно, музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается ее роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счет и удары. Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т.е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально- пластического воспитания — одной из задач обучения хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от ее красоты — всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют, первостепенное значение. Потому так важен отбор музыкального сопровождения в период обучения.

Общая черта танцевальной музыки — определенность и повторность ритмов, внятная акцентировка сильных долей, отчетливое их выражение. Отступления от этого правила редки.

Освоение народных танцев, как и любого другого вида хореографии, связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах народного танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение народного танца дают значительную спортивно- физическую нагрузку. Не случайно еще в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии молодых людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела.

Систематические занятия танцев соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, предают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а поэтому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания народной хореографии в системе воспитания.

Народный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия народной хореографией органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность. Внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость — вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.

Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Народный танец — одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, народный танец способен приносить глубокое эстетическое удовольствие. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом. Его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па и т.д. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.

В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и народного, несет в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства — более зрелыми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Базарова Н. Мей В. Азбука классического танца. — Л.: Искусство. 1983

2.Богданов Г. Урок русского народного танца.- М.: Всероссийское музыкальное общество. 1995

3.Борзов А. А. Народный танец на самодеятельной сцене.- М.: ВНМЦНТ и КПР. 1986

4.Государственный хореографический ансамбль «Березка». — М.: Современная Россия. 1972

5.Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца, танцевальные движения и комбинации на середине зала.- М.: Владос. 2004

6.Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца: этюды. — М.: Владос. 2004

7.Захаров Р. В. Сочинение танца. — М.: Искусство. 1983

8.Иноземцева Г. В. Народный танец.- М.: Знание. 1971

9.Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. — М.: Л. 1999

10.Народно сценический танец.- М.: Искусство. 1976

11.Современный бальный танец.- М.: Просвещение. 1998

12.Степанова Л. Г. Народные танцы.- М.: Cовременная Россия. 1968

13.Ткаченко Т. Народный танец.- М.: Искусство. 1967

14.Теория и методика преподавания народно- сценического танца.- М.: 1971

Categories: Канкан
  • RSS
  • Delicious
  • Digg
  • Facebook
  • Twitter
  • Linkedin

Твиттер

RSS not configured

Популярное

Танец каша в...

Сценарий выпускного утренника в детском саду Сценарий утренника предназначен ...

Ютуб детские танцы...

LiveInternetLiveInternet -Рубрики ДЕТЯМ (30) Обучающие игры (21) ...

Танец детский сад...

Вальс для детей в детском саду Топ-10 идей выпускных ...

Тадевосян армен волгоград...

Тадевосян Армен ООО "ИНТЭС" 125252, г. МОСКВА, ул. КУУСИНЕНА, ...

Арабские песни для...

Самые лучшие танцевальные арабские песни (Топ-10) О чем повествуют ...

Спонсоры