Программа образования детей школы русского танца

Рассмотрение методики учебно-воспитательной работы в школе русского танца. Составление программы по работе с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Ознакомление детей с предметами специального цикла по курсу хореографии и культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Программа образования детей школы русского танца

Идея создания школы русского танца (ШРТ) утверждается, прежде всего, как явление русской национальной культуры. Необходимость в такой школе — русской, самобытной — ощущается настоятельная, так как подобная школа обеспечит будущее хореографического ансамбля, позволит подготовить приток новых сил в ансамбль, создать и утвердить качественно новый репертуар на русской национальной основе и пополнять его характерными танцами других народов России, поднять уровень профессионального владения танцем.

Понятие «школа» более широкое, емкое в отличие от проектировавшейся ранее «студии». Школа — это выучка, приобретение опыта, сам опыт. Школа осуществляет широкую учебно-образовательную программу, где предусматривается чтение лекций по курсам общенациональной культуры, эстетике, истории русского балета, костюму, фольклору, а также практические уроки танцев по хореографическим дисциплинам.

Результатом овладения навыками и знаниями является переходные экзамены в конце каждого года с вручением сертификата качества об окончании школы (наиболее талантливые и одаренные дети продолжают занятия в хореографическом ансамбле).

В связи с решением направить работу хореографического коллектива в новое специфическое русло, автор предлагает «идеальный» вариант школы.

«Студия» также название специального учебного заведения, но в плане работы несколько сужена сфера ее деятельности. Хотя, в рабочем варианте, допустимо название школы — студия.

Данная образовательная программа является экспериментальной, так как не имеет аналогов по своему содержанию, объему, специфике. Автор в создании программы использует современные методики и новации, опираясь на свой личный практический опыт работы в области хореографии. В отличие от других существующих программ — это единственная комплексная программа, составленная специально для школы русского танца, впервые открывающейся в регионе. Она рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение профессиональных навыков и путей совершенствования. Занятия в школе приобщают учащихся к пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и настоящего России. Поскольку занятия в школе автор рассматривает как систему общего эстетического и общественного воспитания, то программа должна включать в себя не только тренировочные упражнения, определенный репертуар и беседы по искусству, но и тематику занятий по правилам общественного поведения, танцевальному этикету, музыкальной грамоте.

В программе освещены принципы организации многообразных форм обучения детскому танцу, вопросы материально-технического и хозяйственного обеспечения этих форм, даются методические рекомендации и практические советы. Значительное место отведено рассмотрению общей методики учебно-воспитательной работы в школе русского танца. Подробно раскрываются учебная программа и учебный план, музыкальное оформление учебных занятий. Репертуар, как доминирующая часть всей работы школы и ансамбля, не представлен в полном объеме, а дан в виде методических советов, в основном, как нужно работать по репертуару.

В основе развития личности ребенка лежит русский танец. Он близок детям, и благодаря богатству образов, танцевального языка, мелодиям, знакомству с народным костюмом представляет собой ценнейший материал для художественного развития учащихся. Вместе с тем, русский танец воспитывает в детях чувство любви и уважения к народному танцевальному творчеству и к запечатленным в танце народным традициям. Опыт показывает, что приобщение к танцевальному искусству следует начинать со своего национального материалу, ибо он понятен юным исполнителям и является лучшей основой для более быстрого и правильного стилевого усвоения народных танцев. Новизна и оригинальность авторских идей заключается в поиске новых форм и путей совершенствования через учебный материал на национальной основе (образы и особенности русского танца), через ввод новых дисциплин (грим, костюм), через разнообразные методы достижения цели.

Образовательная программа школы русского танца реализует идею, связанную с развитием и изучением российской культуры в целях сохранения наследия русского танца, с изучением русского танца по областным особенностям. Современное отношение к истокам национальной культуры позволило не только заявить о необходимости возрождения былых традиций и духовности русского танца, но и разработать цельную учебно-образовательную программу. Главным основанием для построения такой программы выступает ориентация на дифференциацию и индивидуализацию учащихся. Итак, образовательная программа позволяет реализовать принцип личностной ориентации в образовательном процессе через определенные условия, способствующие учащимся с разными образовательными возможностями и потребностями достижения установленного стандарта образования. Работать с детьми — значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, формируя из него личность.

Работа эта включает в себя образование и воспитание в семье, школе, и, конечно же, художественное воспитание в школе танца.

Экспериментальная программа ШРТ рассчитана на учащихся дошкольного, младшего и среднего школьного возраста, включает в себя три этапа обучения, является многоуровневой, комплексной учебно-образовательной программой.

В данном случае сама образовательная программа представляет собой вариативный модуль, но при этом имеет самостоятельное наполнение.

За пятилетний период обучения в ШРТ программа в перспективе своей позволяет учащихся применить свои способности, развить склонности, приобрести опыт собственной творческой деятельности. Это выступления в концертах, фестивалях, конкурсах, открытых уроках и т.д., то есть показать результаты своего труда и творчества, что отвечает задачам поставленного эксперимента.

Программа предназначена для работы с детьми дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. Рекомендуется детским хореографическим коллективам (школам-студиям, кружкам танца). Ею могут воспользоваться руководители со спецобразованием. Программа предполагает широкое ознакомление детей с предметами специального цикла по курсу хореографии и общей культуры. В школу-студию принимаются все желающие физически здоровые дети, имеющие склонность к танцевальной деятельности на конкурсной основе. В подготовительную группу принимаются дети с шестилетнего возраста. Особо одаренные или подготовленные дети в виде исключения могут попасть в школу с семи и даже десяти лет.

Детская самодеятельная хореографическая школа-студия готовит детей для дальнейшего обучения в колледже культуры, институте культуры, для занятий в ансамблях, готовит организаторов для передачи знаний, приобретенных в школе, в образовательной школе, оздоровительном лагере, а также воспитывает творческие кадры для музыкальных народных театров и ансамблей страны. Занятия по танцу с детьми содействуют росту их общей культуры, нравственному и физическому развитию. Занятия в ШРТ знакомят учащихся с искусством танца, дают им на каждой ступени их возрастного развития доступные для них знания и навыки. В конечном результате занятия в хореографических кружках подводят учащихся к пониманию искусства танца и к умению правдиво и выразительно отображать художественные образы в танце. Овладение определенным кругом знаний и навыков содействует развитию художественного вкуса учащихся, что представляет одну из существенных задач эстетического воспитания. Занятия по танце и коллективные выступления с танцами перед зрителями воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело, чувство дружбы и товарищества. На занятиях детям прививаются навыки культурного поведения. Занятия по танцу способствуют физическому развитию учащихся, укрепляют их организм и положительно сказываются на осанке и культуре движений. Дети знакомятся с жизнью, бытом, костюмом, музыкой, национальными особенностями не только русского народа, но и других народов России. Настоящая программа также является попыткой внести вклад в решение задач повышения квалификации педагогов-хореографов в сельской местности и является пособием для практической деятельности и расширения педагогической эрудиции, рассчитана на руководителей хореографических коллективов.

Цель данной образовательной программы — воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии. Опираясь на основную цель программы закономерно конкретизируется блок задач, направленных на выявление и развитие интересов ребенка, его творческих возможностей и личностного потенциала.

1. Формирование навыков творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации.

2. Закрепление, углубление и расширение знаний и навыков, полученных на первом этапе, в понимании и овладении искусством танца.

3. Развитие фантазии и образного мышления учеников в области хореографии, обогащение из представлений об искусстве вообще.

4. Ориентировка на творческое самовыражение, реализация знаний и умений в широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали).

Основной задачей руководителя в работе с учащимися должно быть стремление привить детям большую любовь к танцам, развить музыкальность, воспитывать художественный вкус. На основе изучения упражнений классического танца воспитать культуру тела, хорошую осанку, координацию движений. В задачу музыкального воспитания входит на основе знакомства с ритмическими упражнениями и музыкальными играми научить ребят средствами несложных танцевальных движений передавать содержание музыкальных произведений, соответствующее их возрасту и технической подготовленности. Знакомство с простейшими элементами народных танцев и сценические постановки на их основе будут развивать в детях любознательность и любовь к искусству танца других народов.

Наряду с изучением танцевальных упражнений руководитель должен уделять больше внимания общей организованности детей, воспитанию чувства товарищества, стремлению помочь друг другу. Основной задачей работы со школьниками должна быть массовость охвата ребят, особенно мальчиков. Основным репертуаром для детей младшего возраста должны быть танцы игрового характера, отражающие их возрастные интересы, инсценировки детских песен, сказок, школьная тематика, а также народные танцы, поставленные на несложных танцевальных элементах и простых композициях.

Учебно-методический материал, изложенный в программе ШРТ, может являться примером для работы детских хореографических коллективов. Поэтому следующей задачей данной программы является оказание практической помощи преподавателям по русскому, народно-сценическому, классическому танцам и выработка единого метода ведения того или иного предмета. Педагоги, придерживаясь содержания программы, могут творчески подходить как к проведению занятий, так и к постановочной работе, руководствуясь вышеизложенными воспитательными целями и конкретными условиями. Учебная программа позволяет педагогу правильно ориентироваться в подборе материала для уроков.

Основные принципы и педагогические подходы к реализации программы.

Учебно-образовательная программа определяет основной подход к предметам по хореографии в условиях ШРТ — объем и распределение материала по каждому году обучения. Однако не следует стремиться к прохождению материала в полном объеме в ущерб правильности исполнения и задачам эстетического воспитания учащихся. Руководствуясь основными принципами, изложенными в программе, педагог может увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава класса и конкретных условий работы. Своеобразие условий работы в ШРТ заставляет изменить традиционный, сложившийся в профессиональном хореографическом образовании подход к порядку прохождения материала, и в какой-то степени к методике преподавания при непременном сохранении основных принципов, лежащих в основе ведения некоторых танцевальных дисциплин, как, например, народный или русский танец. Ограниченность физических данных большинства учащихся заставляет проявлять большую осторожность, например, при выборе репертуара, построенного на основе классического танца, и опираться в большей степени на русский или народный. Все сказанное и определяет особенность настоящей программы по русскому и народно-сценическому танцам, в которых на первом году обучения не предусмотрено прохождение танцевальных элементов народного и русского танца в тех формах и с той степенью сложности и нагрузки на мышечный аппарат, которые доступны учащимся и могут изучаться без применения станка.

На начальном этапе, на «середине», изучаются характерные для народного танца позиции рук и ног, многочисленные положения рук в русском танце, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные детям элементы танцев. Следует избегать слишком раннего и быстрого введения специфических особенностей народно-сценического танца, которые трудно, а зачастую и невозможно согласовать с начальной стадией обучения классическому танцу. Например, скошенная на ребро стопа, разное приседание, злоупотребление «завернутыми» положениями ног, резкие, неправильные для классики изломы корпуса, повороты головы и т.д. могут быть правильно восприняты мышцами ученика и не принесут пользы в народном танце, помещав в тоже время изучению классического. И только получив определенные навыки в классическом тренаже, можно углубленно и без вреда для мышечной системы и опорно-двигательного аппарата осваивать специфику народного и русского танцев, а также другие дисциплины.

Особенное внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как дыхание учащихся. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для освоения танцевальной техники, особенно если учитывать частую смену темпов и ритмов урока, длительные, требующие большого дыхания, развернутые танцевальные композиции, необходимость преодолевать значительные сценические пространства (принцип валеологического подхода). При знакомстве с национальными особенностями, культурой, бытом, костюмом, традициями разных народов не следует преждевременно навязывать детям «взрослую» манеру исполнения, заставлять его «наигрывать» темперамент и утрировать мимическую игру. Исполнение всегда должно быть естественным, а предлагаемый материал не только соответствовать техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию (принцип учета возрастных особенностей детей).

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала. Имеет большое значение отдельное обучение на первом этапе по группам девочек и мальчиков. В процессе обучения танцевальным дисциплинам важную роль играют творческие связи педагогов. Нельзя допускать, чтобы один предмет значительно опережал в прохождении материала другой. Каждый преподаватель по своему предмету должен строить процесс обучения, учитывая степень подготовки класса по другим дисциплинам (принцип партнерского взаимоотношения).

Принцип доступности необходимо соблюдать при формировании репертуара. Замыслу отбираемого для сценического воплощения произведения должны соответствовать возрастные, исполнительские, художественные возможности хореографического коллектива. Бедой многих детских ансамблей является то, что этот принцип доступности не всегда соблюдается. Балетмейстеры-педагоги таких коллективов делают «повзросленные» постановки, в них теряется лицо ребенка, дети не справляются со сложной лексикой, не выдерживают техники исполнения, а доступных игровых и сюжетных танцев не ставят. Психология же возрастной категории младших и средних школьников именно такова, что лучше всего воспринимает этот тип танцев.

Организация процесса обучения (формы и технологии, используемые на занятии)

Учебно-воспитательная работа — составная часть деятельности ШРТ. От ее качества зависит уровень подготовки учащихся, уровень исполнения танцевальных номеров, стабильность работы ансамбля «Светлячки», перспективы творческого роста учеников. Формы воспитания и обучения в образовательном процессе школы теснейшим образом сплетаются в единый комплекс, способствующий эстетическому развитию юных исполнителей. Учебные темы программы включают в себя теоретические и практические занятия. Уроки по общей культуре или эстетики, по истории балета вводятся в программу со второго класса, предполагают главной целью эстетическое воспитание. Важнейшим конечным результатом эстетического воспитания является формирование общей культуры личности. Предлагаемые уроки — это уроки эмоциональной культуры, уроки настроений. Это необычные уроки, позволяющие ребенку пережить чувство прекрасного, трагического, возвышенного и ужасного, а педагогу — коснуться эмоциональной сферы ребенка, через чувство сформировать его отношение к самым важным для всех людей ценностям. Одной из традиционных форм работы в хореографии является урок, включающий упражнения тренировочного характера, экзерсис у станка, элементы танца на середине.

Уроки с учащимися младшего школьного возраста проводятся в форме игры, театрализации, развивающей беседы. Благодаря игре индивидуальность ребенка находит выражение в коллективном творчестве. Игры, которые рекомендуется проводить с детьми и на практических занятиях, пробуждают у детей нравственные чувства, формирующие культуру личности, вырабатывают правила поведения в различных ситуациях. Игра развивает фантазию, воображение ребенка, помогает самореализоваться. Форма урока через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний. Большое внимание уделяется театрализации на практических занятиях. Для работы берутся массовые танцы преимущественно игрового и сюжетного характера, соответствующие возрасту исполнителей. Инсценировки детских песенок и сказок, танцы на сюжеты детских игр, на школьную тематику: первый звонок, полученная «двойка» или «пятерка» и др. Тем существует великое множество. На импровизированной сцене могут разыгрываться целые спектакли. Основная задача — дать ребенку раскрепоститься, побывать актером, обрести уверенность в себе. Программа предусматривает и этюдную форму работы, основой которой являются уже задачи творческого характера. Сюда входит: работа над образом посредством танцевальной лексики и пластики, этюд на заданную тему (праздник, зима, художник, мода и т.д.), ролевые игры, сюжеты для самостоятельного сочинения комбинаций и мини-танцев — все это работа по формированию творческого мышления.

Виды и формы контроля

1. Входной контроль осуществляется при приеме детей в школу-студию. Детей просматривают педагоги со специальным хореографическим образованием по следующим критериям: внешние данные, физические возможности, чувство ритма, музыкальность, внимание, такт. К мальчикам предъявляются минимальные требования, так как они менее охотно, чем девочки, идут в танцевальный коллектив.

2. Текущий контроль практически действует на протяжении всего учебного года. Четко разработанная оценочная система осуществляется по результатам выполнения учебных заданий педагога в классе и по степени участия в концертной деятельности. В конце каждого месяца все педагоги школы проводят контрольный урок, на котором выставляются оценки ученикам. В конце полугодия — открытый урок (показ), в конце года — зачеты или экзамены.

3. Рубежный контроль осуществляется при переходе от одного этапа к другому. Формой такого контроля служит переходной экзамен.

I этап. Программный материал рассчитан на один год обучения в подготовительных классах. По окончании одногодичного срока обучения и сдачи экзамена дети принимаются в первый класс школы, либо отчисляются, как не справившиеся с учебной программой.

II этап охватывает три рода обучения в школе. По окончании третьего класса идет просмотр и набор наиболее способных детей в ансамбль.

4. Итоговый контроль выполняется по результатам каждого года обучения (экзамены в конце каждого года обучения при переходе из класса в класс).

5. По выполнению учеником учебной программы в целом по истечении пяти лет ему вручается сертификат.

Учебно-образовательная программа ШРТ рассчитана на пять лет, включая подготовительные группы, состоит из четырех ступеней обучения: Первая ступень соответствует первому году обучения шестилетних детей, которые, выдержав переходный экзамен, поступают в первый класс школы. Подготовительному отделению уделяется особое внимание, так как отсюда идет основной приток сил в школу набор детей происходит ежегодно на конкурсной основе с учетом хореографических данных. Но набор детей может быть осуществлен в первый класс, минуя подготовительное отделение. Первый класс является второй ступенью обучения. На первом году обучения закладывается фундамент тех знаний и навыков, которые будут закрепляться и развиваться в последующие годы. Особенностью первого года является возможность дать учащимся определенную бузу, на которой будет строиться дальнейшее обучение. Следующей ступенькой на пути обучения детей являются второй и третий классы. Третья ступень — решающий этап в развитии учеников школы. Это рубеж к переходу наиболее способных учащихся в ансамбль, выявление наиболее талантливых детей. К третьему классу ученики могут раскрыть свои способности в полной мере. В процессе преподавания уже осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и творческих способностей к восприятию предлагаемого материала. И, наконец, последняя четвертая ступень является завершающим этапом развития и соответствует двум последним годам обучения. продолжается увеличение нагрузки на мышечный аппарат, углубленное изучение новых элементов с постепенно увеличивающейся степенью технической сложности предлагаемого материала, увеличение элементов парного танца, развивающих навыки общения с партнером, закрепляются навыки ансамблевого исполнения, эмоциональная отзывчивость, формирование чистоты стиля и хорошей манеры исполнения, формирование общей культуры. Пятый класс является выпускным классом. К этому году ребенок получает весь объем знаний и навыков, который был запрограммирован. Все многообразные задачи курса обучения должны быть выполнены. В конце завершающего этапа ученики сдают выпускные экзамены и получают сертификат об окончании школы с прилагающимся оценочным листом. Часть наиболее талантливых исполнителей остается в ансамбле.

Перечень ключевых понятий

В программе предусматривается знакомство с такими понятиями:

· ритмика и ритмическое движение;

· классический экзерсис у станка;

· упражнения и танцевальная лексика народно-характерного танца на середине зала;

· композиция и постановка танца;

· освоение музыкальной грамоты;

· работа над техникой исполнения и выразительностью в танце;

· работа с ансамблем (в ансамбле);

· индивидуальная работа (работа с солистами над освоением лексического материала, артистичностью, техникой, выразительностью);

· сводный танец (сводные репетиции, работа над репертуаром в ансамбле).

Материально-техническое обеспечение программы

Основной задачей ШРТ является качественное обучение учащихся, которое зависит не только от высокопрофессионального преподавательского состава, правильно и систематически выстроенного учебного процесса, но и от необходимых условий для проведения учебных и репетиционных занятий:

1. Наличие учебных классов (не менее двух).

2. Оборудование классов: станки, зеркала, палубный пол, кондиционеры, раздевалки (не менее двух), комната для преподавателей.

3. Техническое оснащение: магнитофоны, баяны, фортепиано, проигрыватель, видеомагнитофон, видеокамера.

4. Сценическая площадка для репетиций не менее одного раза в неделю (сцена ТЮЗа).

5. Оформление концертных номеров:

· изготовление костюмов в соответствии с репертуаром;

· обувь для сцены (каблучная) и для занятий;

· оформление сцены (в соответствии с тематикой выступления).

1. Формирование учебного процесса и сценического материала на видеопленке и фотопленке.

2. Музыкальное оформление номеров:

· аранжировка музыкального материала с возможными материальными затратами;

· накопление музыкального и нотного материала.

1. Возможность приглашения балетмейстеров-постановщиков для обогащения репертуара новыми формами и содержанием (с возможными материальными затратами).

Проблемные вопросы и задания. Результативность освоения программы

Программа рассчитана на обычных детей с разной степенью одаренности и склонности к танцевальному искусству. Поэтому коллективу педагогов необходимо выработать единый образовательный стандарт, который должен освоить средний ребенок первого и последующего годов обучения. Первый год обучения — подготовительные классы (6 лет). Дети младшего школьного возраста отличаются больной подвижностью, но еще физически слабы, у них недостаточно развиты первоначальные двигательные навыки, неустойчиво внимание, они не умеют долго сосредоточиться на одном задании. Работа с детьми этого возраста трудна, так как требует от них значительных физических сил, умения сосредотачивать внимание и настойчивость в работе. Главное для педагога — научить детей красиво и правильно держаться, свободно двигаться и ориентироваться в пространстве, больше внимания уделяется ритмическим упражнениям и играм.

Исходя из поставленных задач ребенок к концу первого года обучения должен:

· сохранять правильную осанку;

· передвигаться по определенной площадке и в определенном рисунке, запоминая изменения рисунка;

· согласовывать движения с музыкой;

· переходить из одного движения в другое.

Дети дошкольного возраста показывают свои достижения только на контрольных и открытых уроках перед родителями в конце года. На втором году обучения в первом классе школы ребенок попадает сразу к двум-трем педагогам, ведущим разные предметы. Исходя из нескольких предметов выводим общий результат, при котором обучающийся должен:

· усвоить основы правильной постановки корпуса (при этом педагогу следует обратить внимание на природные особенности сложения учеников);

· научиться постепенно укреплять мышечный аппарат (особенно поясницы и брюшного пресса);

· уметь владеть центром тяжести тела;

· ориентироваться в пространстве;

· чувствовать ракурс и позу;

· научиться развивать различные группы мышц;

· знать музыкальный размер;

· развивать чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки;

· усвоить позиции рук, ног.

К концу третьего года обучения (второй класс) ребенок должен овладеть рядом знаний и навыков:

· правильно двигаться в так музыке, сохраняя красивую осанку;

· чувствовать характер музыки и в соответствии с этим уметь передать настроение;

· освоить простейшие элементы классического экзерсиса у станка и танцевальные элементы на середине зала;

· справляться с несложными танцевальными комбинациями;

· приобрести навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т.д.).

третий класс. В среднем возрасте ребята могут выдерживать уже большую физическую нагрузку. Поэтому занятия для них значительно удлиняются, а задания усложняются. В программу входят учебные занятия по различным предметам, постановочная и репетиционная работа. Основная нагрузка на уроке приходится на экзерсис классический, вводится экзерсис по народно-сценическому и русскому танцам, большое внимание уделяется прыжкам. Все требования, предъявляемые к учащимся второго класса, остаются обязательными и для этой группы, дополнительно выдвигаются следующие:

· знать правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце;

· уметь исполнять препарасъон;

· знать подготовительные движения рук, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию;

· освоить положение: стоя боком к станку в движениях из пяти позиций;

· приобрести навык выворотного положения 5 «пятка к пятке»;

· уметь исполнять движения на мелодию с затактовым настроением;

· уметь исполнять русский или другой несложный национальный танец;

· знать русский танец на следующих движениях: переменные ходы, припадания, притопы, «ключ» простой и дробный, простейшие дроби;

· уметь правильно исполнять присядочные движения и хлопушки.

К концу обучения учащиеся должны уметь исполнять национальный танец, польку, русскую пляску на основе пройденного материала. Свои достижения ребята этой группы демонстрируют на открытых уроках, зачетах и экзаменах, принимают участие в небольших концертах. Учебный процесс предусматривает проведение сводных репетиций, продолжительность которых зависит от объема усвоенного материала, но не более четырех часов каждая (до двух и даже трех раз в неделю).

Содержательная характеристика образовательного процесса

Методика преподавания в школе-студии в своей основе опирается на профессионально-хореографические учебники. Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальную лексику классического, русского и народно-характерного танцев, теоретическую и практическую части, индивидуальные, сводные и постановочные репетиции, что способствует развитию танцевальных навыков учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над сценическими постановками. Начиная со второго класса постепенно вводятся дисциплины по теоретическому циклу, такие как: общая культура и эстетика, история хореографии, история костюма. Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, которые должны получать учащиеся в процессе обучения (знания по музыкальной грамоте, методике исполнения и выразительности языка танца, знания французской терминологии, характерных черт и историю танцев различных эпох и народов, знания по танцевальному этикету). В практическую часть программы входит перечень умений и навыков, упражнений, знания танцевальной лексики и танцев из репертуара ансамбля. Программа дана по классам обучения, включая первый год — подготовительные группы. Материал программы включает несколько разделов по следующим дисциплинам:

1. Народно-сценический танец.

2. Русский танец. Областные особенности

3. Композиция и постановка танца.

4. Классический танец.

5. Ритмика и азбука танца.

Дисциплины предлагаются в перспективе на пять лет.

Прием детей в танцевальный коллектив — дело сложное, требующее от руководителя чуткости, внимания, такта и профессионального подхода. При приеме в танцевальный коллектив учитывается чувство ритма, внешний вид, музыкальность, выразительность, состояние здоровья. Принимаются дети с достаточно удовлетворительными данными. Результативность последующей работы во многом зависит от того, насколько педагог был внимателен и требователен в период просмотра. Для объективной оценки может быть создана комиссия. Занятия в школе-студии учат детей владеть выразительными средствами танца и их характерными особенностями, развивают внимание и воображение, память и художественный вкус, содействуют физическому развитию учащихся. Обучение детей хореографии начинается на подготовительном отделении, затем происходит деление детей на классы с первого по четвертый. Количественный состав группы на подготовительном отделении от 15 до 20 человек. Состав класса на групповых занятиях от 10 до 15 человек, кроме индивидуальных (например, работа с солистами). Занятия в каждой группе на подготовительном отделении 2-3 раза в неделю, продолжительность не более двух академических часов, у шестилеток — 1 час 30 минут. Начиная с первого класса, продолжительность одного занятия может быть увеличена до трех часов от трех до пяти раз в неделю, соответственно учебной программе. Время индивидуальных занятий, включая работу с солистами, берется из расчета 0,5 часа на ребенка. Основная задача занятий в пятой возрастной группе (4 и 5 классы) — подготовка детей к исполнительской и постановочной работе в ансамбле. Учитывая возраст обучающихся, педагог может строить учебный материал на более сложных танцевальных комбинациях, а также увеличивать норму упражнений, входящих в экзерсис. К этому времени в учебный процесс вводятся все предметы, которые заложены в программе. Много вводится лексического материала за счет дисциплины по композиции и постановке танца и за счет постановочных репетиций. В экзерсис (в 5 классе) не вводится новый материал, но усложняется за счет ускорения темпа музыки, пор де бра, поворотов. Все упражнения у палки исполняются на полупальцах. При постановке танцев, учитывая возрастные интересы исполнителей, в процессе занятий по композиции танца, нужно дать возможность учащимся самим составлять и показывать на занятиях отдельные упражнения, входящие в экзерсис на первых годах обучения, а затем самостоятельно строить урок по разделам, постепенно увеличивая его объем. Нужно выделить время для самостоятельной постановочной работы ребят, чтобы они могли сами создавать танцы, предназначенные для постановки в младшей группе.

Требования к учащимся этой группы (4-5 класс):

· владеть основными навыками, требуемые школой русского танца. Профессионально исполнять движения, сохранять танцевальную осанку и манеру, владеть движениями стопы;

· уметь правильно и методически верно исполнить экзерсис у станка;

· знать положения стопы, колена, бедра (открытое, закрытое);

· знать позы экзерсиса (эпольман, фасе, круазе);

· исполнять движения в характере музыки (четко, сильно медленно, плавно, задорно, игриво и т.д.);

· исполнять движения народно-сценического танца с сохранением характера музыки, грамотно, выразительно;

· исполнять движения в характере русских хороводов (владеть мягкой пластикой рук, головы, корпуса) и русских плясок (собранный корпус, легкие и четкие подвижные ноги);

· уметь исполнять мужественные танцы, в характере восточной пластики народов России (башкирские, татарские, калмыцкие, северные народности) — танец всадника, джигита, охотника, орла и т.д. (для мальчиков).

Ученики этой возрастной группы показывают свои достижения через такие формы, как экзамен, встречи, выступления, концерты, фестивали, конкурсы, показательные уроки. Следуя принципу индивидуального подхода к особо одаренным детям, предполагается переход в последующие классы экстерном, минуя первоначальную подготовку, либо переход сразу же в состав ансамбля. Подготовительное отделение. Раздел «Ритмика» включает ритмическую гимнастику и музыкальные игры, тренаж современной пластики, прослушивание и разбор танцев музыки для средних и младших школьников. Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В основе ритмики лежит изучение тех элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отображены в движении. Задача педагога — научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности. Выполнение образного содержания музыкального произведения достигается через точную выразительную передачу посредством движений характера музыки. Вместе с тем ритмические упражнения служат и задачей физического воспитания, они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно влияют на работу органов дыхания, кровообращения.

Знакомство с различным характером, темпом, строением музыкального произведения (вступление, части), изучение динамических оттенков (фортепиано, стаккато-легато, акцент), изучение длительностей нот (целые, половины, четвертные, восьмые), понятие о ритмическом рисунке.

Ритмические упражнения с музыкальным заданием. Точное окончание и начало движения вместе с началом и окончанием музыкальной части. Движения в различных темпах, передача хлопками и ногами различного рисунка. Построение в колонну, шеренгу, круг и т.д. построение в пары, тройки, повороты. Игры организующего порядка, музыкальные игры, танцы-минутки.

Принцип и упражнения классического танца на середине зала. Постановка корпуса, положение анфас. Постановка и позиции рук, позиции ног 1, 2, 3, 6. Повороты и наклоны головы, корпуса, переводы рук, ног из позиции в позицию. Эти упражнения способствуют гармоничному развитию тела, приобретению технического мастерства, культуры движений, воспитывают правильную осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить основные правила хореографии.

Одним из основных предметов в программе является «Русский танец». Материал программы включает в себя несколько разделов: азбука русского танца, перечень упражнений у станка и на середине зала, практические и теоретические рекомендации для обучения детей русскому танцу. Со второго года обучения в программу по русскому танцу вводятся образцы русского танца (изучение материала по областным особенностям). К концу пятилетнего обучения учащиеся должны знать все элементы русского танца, правила постановки корпуса, все положения рук, ног, знать и уметь отличать основные группы своего национального танца: лексику, ходы, фигуры хоровода, кадрили, «коленца» плясок и т.д., профессионально исполнять танец.

Основные задачи предмета:

1. Освоить с учащимися необходимые учебно-тренировочные движения, которые включены в программу с первого по пятый годы по мере усложнения и развития танцевальной лексики.

2. Познакомить учащихся с характерными областными особенностями русского танца.

Занятия классическим танцем дают основу для постановки рук, ног, спины и более успешного и правильного стилевого усвоения материала по русскому и народно-характерному танцам. Построение урока идет соответственно программе по классическому танцу: от простого к сложному.

В начале обучения по курсу классического танца следует ограничиться небольшим количеством самых необходимых подготовительных упражнений, имеющих целью: сохранение и корректировка правильной осанки, ознакомление с основными положениями ног и рук, развитие первоначальных танцевальных навыков. Эти упражнения разучиваются на середине зала. В занятиях с детьми первого класса станок почти не используется. Дети младшего возраста показывают свои достижения только на отчетных занятий, в концертах не участвуют. В среднем возрасте дети могут выдерживать уже большую физическую нагрузку. Поэтому занятия для них значительно усложняются. Вводится классический экзерсис (на него отводится не менее 30 минут занятия). Комбинации строятся с учетом уже имеющейся танцевальной техники и возрастных интересов ребят. Увеличивается количество движений, входящих в комбинацию, ускоряется темп исполнения, увеличивается физическая нагрузка, усложняется координация движений. Как правило, ребята этого возраста являются основными участниками всех концертных выступлений, у них уже сформировано серьезное, уважительное отношение к танцам, поэтому педагогу важно добиваться верного исполнения каждого упражнения, много работать над техникой и выразительностью, не допускать сюсюканья на уроках. Основной задачей является прочное усвоение программного материала. Знакомство учащихся с народным танцем по данной программе начинается со второго года обучения, хотя правильнее всего начинать вводить элементы народно-характерного танца с первого класса: поклоны в разных характерах, танцевальные движения и уже во втором классе — народно-сценический экзерсис, который составляет основу для более успешного и правильного стилевого усвоения народного танца. Упражнения у станка не превышают 20 минут (1,2 классы) и до 30 минут в более старших классах на одном занятии. Дети любят народный танец, потому что он близок и понятен им благодаря богатству различных образов. Народные танцы можно интерпретировать, приближая из детской тематике, обогащая элементы танца темами, заимствованными из сюжетов сказочного и бытового характера, из детских игр, чтобы материл танца был доступен и интересен самому ребенку. Итогом обучения народному танцу является умение детей красиво и выразительно исполнять народные танцы, культура общения между партнерами, наличие представления о характере национальных танцев.

Композиция и постановка танца

На занятиях по постановке танца большое внимание уделяется развитию активного детского творчеств, детской фантазии. В процессе занятий нужно дать возможность для самостоятельной работы учеников, научить детей мыслить самостоятельно, приобщить детей к сотворчеству. Постановке танца предшествует работа над образом (этюдная работа). Это развивает творческую инициативу ребят, помогает им понять характер танцевальных образов. Предлагая ребятам темы этюдов, нужно стараться, чтобы работа эта была совместной. Темы также могут предлагать и сами ученики, нужно только направить ребят создание образов, различных ситуаций в сочетании с прилагаемой музыкой. Нужно несколько раз прослушать музыку и дать возможность детям пофантазировать. Вначале это будут этюды, затем разучиваются танцевальные элементы, на основе которых будет ставиться танец. Не следует увлекаться технической сложностью, нужно брать темы близкие и понятные исполнителям, добиваться осознанного и выразительного исполнения. При постановке танцев нужно также учитывать возрастные особенности исполнителей. Наряду с танцами основного репертуара (ансамбль) нужно ставить более простые танцы для ощущения детьми их полезной значимости и для растанцованности. Подготовка концертных номеров — особый, трудоемкий процесс. Здесь и прослушивание музыки, и беседы об особенностях танцевального образа, о костюме, о красоте танца, о совершенстве человеческого тела, выразительности, грации, т.е. о том, как богат язык танца, и что можно достичь им.

Творческое лицо коллектива определяет репертуар. Правильность выбора его определяется органическим соединением формы и содержания, художественной полноценностью, подготовкой исполнителей как технически, так и внутренне.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ШКОЛЫ РУССКОГО ТАНЦА ПО ПРЕДМЕТАМ

Русский танец для младших

Данный новый комплект курса, подарит Вам совершенно новый детский танцевальный репертуар к выпускным праздникам. Мы предлагаем Вам практический материал для постановок и видео запись семинара который проходил для педагогов г. Питера Подробно.

Представляем Вам новый комплект курса с весенним материалом от хореографа Маргариты Киенко. Данный семинар для педагогов проходил в г. Санкт — Петербург, где Маргарита просто очаровала своей улыбкой и своим творчеством. Подробно.

Данный новый комплект курса, подарит Вам совершенно новый детский танцевальный репертуар к зимним праздникам. Мы предлагаем Вам практический материал для постановок и видео запись семинара который проходил для педагогов г. Питера, где собралось более 100 участников. Подробно.

Данный комплект курса — просто кладезь для педагогов которые работают, или только собираются работать с детьми дошкольного возраста. Весь материал подается в игровой сюжетно — сказочной форме, что удерживает внимание деток. Подробно.

Балетмейстер — профессия сложная. Балетмейстер, работающий с детьми, — профессия, сложная вдвойне. Ведь кроме обычных трудностей, всегда сопутствующих сочинению танца, кроме воспитательных задач педагог должен умело разбираться в возрастных особенностях своих «артистов». Подробно.

Как добиться яркости и выразительности? Как же развить артистизм у детей? Артистизм — как важный элемент в исполнении танцев.Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения. Подробно.

Данный видео курс продолжает тему курса «Детский танцевальный репертуар 1» После выхода данного курса, педагоги захотели видеть продолжение данной тематики. И вот, перед Вами, продолжение данного курса. Данный курс содержит 30 танцев для детей разного уровня сложности, к праздникам. Подробно.

В данное практическое пособие включены хореографические номера для детей дошкольного и младшего школьного возраста.В нем рассмотрены разные по сюжету и тематике танцы. Танцевальные номера поделены на три уровня сложности, поэтому данный материал будет интересен и малышам и деткам старшего возраста. Подробно.

Данный курс сочетает в себе методический и практический материал. Также в данном курсе разобраны 5 очень интересных танцевальных постановок: хороводы, парная пляска, перепляс, групповая традиционная пляска, кадрильная пляска. Материал будет интересен педагогам, работающим с младшими, средними и старшими школьниками, а также с взрослыми в народном направлении. Рекомендуем данный комплект материала, для обогащения новыми танцевальными комбинациями, рисунками и вдохновения для дальнейшего творчества. Подробно.

Что такое хореография, знает, наверное, каждый из вас. А вот ритмика не вызывает таких четких ассоциаций. Что же это такое? Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение, а уж насколько разнообразные, зависит непосредственно от преподавателя. В детских образовательных учреждениях ритмика преподается как самостоятельный предмет или как составляющая таких занятий как, хореография Подробно.

Данный курс: «Основы базовых акробатических и полуакробатических упражнений в хореографии», подробно расскажет об обязательных условиях, необходимых для занятий танцами. Все эти характеристики — выворотность, осанка, гибкость, устойчивость и другие способности — можно развивать также с помощью акробатических и полуакробатических упражнений. Из данного курса Вы узнаете Подробно.

Данный видео курс имеет две основы: теоретическую и практическую . В теоретической части, идет рассказ и показ основных видов рисунков танца (линейные, круговые, комбинированные.) В практической части курса, идет разбор и разучивание танцевальных постановок, построенных на основе выше указанных рисунков. Также педагоги данного семинара, показали на практике свои работы по постановке танцев. Получилось очень интересно и увлекательно. Данный видео курс дает уникальную возможность пополнить свой танцевальный «багаж знаний» грамотным подходом к постановке танцев. Хореографы, педагоги, музыкальные руководители, смогут почерпнуть методические основы, советы, ознакомиться с рисунками и схемами танцев для своих будущих постановок. Подробно.

Народный танец — результат коллективного творчества. Он переходит от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую. Он обогащается и достигает высокого художественного уровня. У каждого народа свои танцевальные традиции, координация движений, пластический язык, а также приемы соотношения движения с муз. Подробно.

Хлопушки, хлопушки, а так же их сочетание с другими движениями встречаются в русских, украинских, болгарских, цыганских, венгерских народных танцах. Исполняются хлопки в ладоши перед собой, за спиной, наверху, внизу, под коленом или ровной ногой и др. Хлопки, как правило, являются дополнением основных движений таких как присядки, дроби и прыжки. Например, одним или двумя хлопками перед собой можно дополнить «присядку-мяч», а «присядку-разножку в повороте» — хлопками справа или слева. Подробно.

Танцы народов Севера очень самобытны и ярки. Они всегда основаны на сюжетах и сценах из повседневной жизни, обрядовых действиях. Северные танцы часто называют подражательными, имея ввиду, что их сюжет рассказывает о животном событии или празднике. Эскимосские танцы, как правило, посвящались культовым животным — киту, медведю, ворону или владычице моря Седне. Подробно.

Полонез польск. (polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾. Исполнения полонеза не представляет собой трудоемкую задачу, потому что движения в нем отличаются простотой. несмотря на сложный хореографический рисунок. В нем отсутствуют сложные пируэты и замысловатые позы, легкий шаг с небольшим приседанием, одно из основных движения полонеза. Подробно.

Данный комплект видео курса, будет полезен и интересен для всех, кто мало знаком с восточным направлением, и желает включить разновидность восточного танца в общую программу танцевальных занятий с детьми. Ведь иногда хочется разнообразить свои занятия и постановки интересным дополнительным материалом. Например постановка танцев с Крыльями, тростями, шарфами или веерами вейлами. Удивительные восточные аксессуары, к которым дети проявят интерес с первых занятий, сделают Ваше обучение более увлекательным, а выступления более красочными . Подробно.

Мастер-класс адресован: хореографам, музыкальным руководителям, преподавателям ритмики и танцев. Также данный мастер – класс, послужит отличным профессиональным пособием для педагогов непрофессиональных учебных заведений, танцевальных кружков и студий. Данные постановки из данного видео курса, могут быть Вами использованы как в качестве готовых танцевальных номеров, а также послужить источником для вдохновения на ваши собственные творения. Подробно.

Обучая детей русскому танц​у, Вы прививаете им хороший вкус, умение красиво двигаться, изящно держать свое тело, развиваете физические данные. Вы знакомите их с фольклорными традициями и историй русского народа. И все это в совокупности с великолепной хореографией дает потрясающую картину народного русского танца, равного которому нет в мировой танцевальной истории. Из данного семинара, Вы узнаете,что же представляет собой этот вид хореографии? Какие у него отличительные черты и преимущества. Подробно.

Данный материал представляет собой специально разработанный тренинг, упражнения и методика которого подготавливают тело детей к занятиями по хореографии. В программу включено более 30 упражнений, которые помогут развить выворотность стоп, укрепить мышцы спины, паха, развить балетный шаг. Развитие гибкости, подвижности плечевых суставов, укрепление связок, суставов. А также развитие координации и выносливости. Подробно.

Данный мастер — класс очень веселый и идеально подходит для занятий с детьми. В ходе чего ребенок раскрепощается и развивает умение преподнести себя через импровизацию. Мастер класс построен в легкой игровой форме Данный материал подходит как для отельного детского танцевального направления в стиле АФРО – ДЖАЗ​, а так – же может внести веселое и полезное дополнение в Ваши занятия с детьми в других жанрах танцевального искусства. Подробно.

Методика преподавания классического танца для детей младшего школьного возраста

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт музыкального и художественного образования

Кафедра художественного образования

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА У

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тетенко Ольга Михайловна студентка 4 курса, группы Х-41 z

Допущен к защите

доцент кафедры художественного образования

Хасбатов Ренат Саримович

Выпускная квалификационная работа

ГЛАВА 1 ИСТОКИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

1.1. Возникновение русской национальной школы классического танца …6

1.2 Классический танец как искусство и его значение для гармоничного развития личности ребенка…………………………………………………..18

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЗАНЯТИЙ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

2.1. Индивидуально-психологические особенности младшего школьного возраста…………………………………………………………23

2.2. Методика проведения урока классического танца в младших классах……………………………………. 46

Актуальность темы. Классический танец и его школа являются единственной всеобъемлющей системой профессионального воспитания человеческого тела, существующей уже более четырехсот лет. Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Этот комплекс наиболее правильно и гармонично формирует тело, активно исправляет физические недостатки, создавая прекрасную манеру танца и осанку. Современную школу классического танца отличает строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность.

Классический экзерсис состоит из огромного набора упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации, которая играет важную роль в жизни человека. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, балерина или профессиональный спортсмен. Любой зритель или наблюдатель со стороны сразу выделит красиво двигающегося, гармоничного исполнителя и отметит, что у него хорошо развита координация. Такие люди в природе встречаются не часто, а танцевальное искусство в них очень востребовано, поэтому следует огромное внимание на уроках классического танца, уделять развитию этого природного дара.

Проблема исследования состоит в поиске методики обучения классическому танцу детей младшего школьного возраста.

Цель работы: рассмотреть методику преподавания классического танца и определить особенности обучения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методические особенности детей младшего школьного возраста.

выявить наиболее эффективные методы и приёмы развития природных физических данных детей младшего школьного возраста с помощью классического танца.

Выявить в доступной учебной научно-методической литературе понятие координации и её физиологические особенности.

Определить значение занятий классическим танцем в развитии координационных способностей младших школьников.

Проанализировать влияние анатомо-физиологических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста

Гипотеза: Процесс обучения классическому танцу детей младшего школьного возраста будет более эффективным , если на занятиях осуществлен комплексный подход к обучению, включающий групповые и индивидуальные занятия.

В данной выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:

Теоретические: анализ литературы, изучение нормативной регламентации дополнительного образования, анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ существующих педагогических подходов в художественном образовании;

Эмпирические: наблюдение за репетиционной деятельностью педагогов-хореографов.

Методологической основой выпускной квалификационной работы явились учебники и пособия по педагогики психологии, хореографии.

Базой исследования являлись занятия классическим танцем с детьми младшего школьного возраста в балетной студии «Этуаль».

Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

Глава 1 Истоки классического танца

Классика (от лат. «образцовый», первоклассный) — строгая простота линий, отточенность поз, стремительность прыжков и вращений, богатство пластических оттенков, поэтическая одухотворенность.

В России «классический танец» получил окончательное признание лишь в конце 19 века. Благодаря определенным законам классического танца — выворотности ног, крепкой спине, координации движений, определенной работе головы и рук, Ваше тело способно выполнять невероятно разнообразные движения, используя при этом почти все двигательные возможности, заложенные в человеке природой. Все эти законы впитываются на уроке классического танца, который состоит из 2-х частей: упражнения у станка (экзерсис), направленные на гармоничное развитие тела танцующего. Те же упражнения в танцевальном варианте переносятся на середину зала, затем идут упражнения прыжкового характера (аллегро), упражнения — вращения (туры), женский класс заканчивается упражнениями на пальцах (пуантах), общий класс заканчивается упражнениями на растяжку и гибкость.

Термином «классический танец» пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики. Классический танец повсеместно признан одним из главных выразительных средств современного балета. Он представляет собой четко выработанную систему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. «Когда на какое-нибудь определенное действие, человек затрачивает наименьшее количества движений, то это грация»,— писал Чехов молодому Горькому.

Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Она вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального теа¬тра, то есть начиная с XVII века. Впрочем, самый термин «классический», отличающий этот вид театрального танца от других — народно-характерного, бытового и т. д., возник сравнительно недавно, и есть основания предполагать, что возник он в России.

Чтобы установить это, необходим краткий экскурс в историю.

Пока балет как искусство еще не самоопределился, танец в образе являлся важной составной частью синтетического зрелища. Подобно многим современным искусствам, он появился да заре эпохи Возрождения. Уже тогда танец играл значительную роль в представлениях народного театра и в религиозных мистериях, в площадных шествиях и парадных выездах мифологических персонажей на княжеских пирах, В ту пору, еще до своего терминологического закрепления, появилось и понятие балет, от латинского

Как составная часть музыкально-драматического придворного спектакля балет проник во Францию XVI века и занял видное место в придворном жанре английской «маски». В XVII веке, когда в Париже была основана Королевская Академия танца (1661), балет вышел из дворцовых зал на профессиональную сцену и там, наконец, отделился от оперы, сделался самостоятельным театральным жанром.

Примерно тогда же начал кристаллизоваться вид танца, который сейчас называют классическим. Этот новый вид был сложен, ибо, с одной стороны, театральный танец очищался от засорявших воздействий придворного бального танца, с другой же — этот профессиональный танец понемногу начинали насыщать элементы виртуозной техники плясунов и акробатов народного театра. Отбор и синтез таких элементов осуществлялись путем абстрагирования; целью был танец, способный, как и музыка, воплощать самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром.

Поначалу к такому танцу могли обращаться, лишь изображая «благородных» персонажей — богов, героев, королей. И потому не случайно в XVIII веке такой танец именовался «благородным», «высоким», «серьезным», в отличие от «демихарактерного» (то есть танца серьезного, но допускающего известный налет характерности), «пасторального» (то есть облагороженного крестьянского) и «комического» (как правило, гротескного и подчас весьма вольного). Так классифицировали различные виды танца великие практики и теоретики балета XVIII века Жан-Жорж Новер и Гаспаро Анжьолини.

Переломной в судьбах классического танца была эпоха романтизма. Романтизм призвал танцовщицу, изображающую неземное существо, оторваться от земли, и она поднялась на пальцы. Этот качественно новый «прием» явился в то же время и новым сдвигом в области условности: впоследствии прием, конкретно связанный с рядом романтических персонажей (таких, как сильфиды, наяды, дриады и пр.), получил широкие права, стал принадлежностью женского классического танца вообще. Но и тогда практики и теоретики этого танца еще не прикрепляли к нему термина «классический».

Этого термина не содержат труды итальянского балетмейстера и педагога Карло Блазиса, изданные в 1820—1830-х годах в Париже и Лондоне. Его нет в статьях Теофиля Готье, Жюля Жанена и других критиков балетного Парижа середины XIX века. Им не пользовался Леопольд Адис в работе о школе Тальони (1859). В книгах датского балетмейстера. Августа Бурнонвиля — последняя из них вышла в Копенгагене в 1878 году — этот термин также не встречается. Все говорят о «танце» вообще или о «театральном танце», а Леопольд Адис, подразделяя его на жанры, перечисляет «жанр баллона», «танец на пальцах», «жанр terre а terre, или малой силы», «серьезный жанр» и т. д.

Однако в книге Блазиса «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы», вышедшей на русском языке в 1864 году в Москве, мы неожиданно» обнаруживаем этот термин. Он встречается там всего один раз, да и то подстрочном примечании. Рассказывая о своем балете «Два дня в Венеции, или Венецианский карнавал», Блазис называет его «огромной хореографической панорамой, составленной из разнообразных картин которым служат украшением все роды танцев, от танцев классических до танцев национальных, народных». Нельзя, разумеется, утверждать, что именно здесь термин «классический танец» появился впервые, но несомненно, что это: один из ранних примеров его бытования в литературе о танце. До того слова «классический» попадается изредка не как специальный термин, а как эпитет, характеризующий индивидуальные особенности того или иного исполнителя. Например, в 1859 году французский критик Бенуа -Жувен отметил, что танец балерины Эммы Ливри «отличается идеальной легкостью, управляемой классической правильностью», а в 1861 году Пьер Анжело Фиорентино писал о гастролировавшей в Париже Марии Суровщиковой- Петипа: «Она не подчиняется ни блестящим классическим эффектам французского стиля, ни горячей и властной фантазии Италии, ни испанской страстности. Она — прелестный каприз, изменчиво порхающий от беспечного сумасбродства к изящной меланхолии».

Но уже в одном из откликов русских газет на парижские выступления супругов Петипа эпитет «классический» принял несколько более обобщенный смысл. Безымянный рецензент «Санкт-Петербургских ведомостей» объяснял успех разносторонне одаренной Суровщиковой в Гранд Опера тем, что «в парижском балете преобладает так называемая классическая школа; характерные же танцы, после Фанни Эльслер, почти совсем исчезли со сцены». В течение пятнадцати-двадцати последующих лет в России постепенно переосмыслялось значение слова «классический» при¬менительно к балету, пока наконец слово это не соединилось со словом «танец» в качестве узаконенного термина.

В том же 1864 году, когда вышла книга Блазиса, балетный обозреватель московского журнала «Антракт» высказал весьма многоговорящее сожаление о том, что «размашистость, сила, фокусничество, проворство и даже ломанье начали кое-когда проявляться в современных танцах и заменять в них грацию, сдержанность, отчетливость, достоинство, умеренность, одним словом, строгую художественную классическую школу». Вот здесь уже выражение «классическая школа» танца получало развернутую и точную характеристику и, противопоставленное «ломанию» и «фокусничеству» новейшей чужеродной манеры, обретало программный смысл.

Таким образом, можно предполагать, что именно необходимость защитить благородство содержания и академизм форм русского балетного искусства от воздействий завезенного с Запада канкана вызвала к жизни термин «классический танец» и дала ему всеобщее признание. «В классических танцах она не принадлежит к разряду замечательных танцовщиц»,— писал в 1868 году об Александре Кеммерер критик «Московских ведомостей». «Она танцовщица чисто классическая»,— замечал об Екатерине Вазем в 1875 году критик «Санкт-Петербургских ведомостей». Термин, возникший как реакция на нежеланное новшество, прочно вошел в обиход, стал общепринятым.

В то же время он являлся как бы охранной грамотой русского балета, ставшего во второй половине XIX века цитаделью мировой хореографии. Блюстителем ее канонов был в театре М. И. Петипа, в школе — X. Ц. Иогансон.

Возникновение русской национальной школы классического танца

В связи с ростом промышленности, развитием всероссийского рынка и внешней торговли в России резко возросла потребность в специально подготовленных грамотных людях. Без них не могли обходиться также армия, флот и растущий бюрократический аппарат. В 1731 году в Петербурге было открыто привилегированное дворянское учебное заведение — Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Предполагалось, что в будущем многие воспитанники корпуса займут видные государственные должности, а потому им будет необходимо знание всех правил светского обхождения. В связи с этим в учебном плане большое место отводилось изучению изящных искусств, в том числе и бального танца. В качестве танцмейстера корпуса в 1734 году был зачислен француз Жан Батист Ландэ, явившийся одним из основоположников постоянного профессионального хореографического образования в России. Место и время рождения Ландэ неизвестны. Танцевальное образовав ние он получил во Франции. До своего появления в России Ландэ работал в театрах Парижа и Дрездена. В 1724 году он выступал вместе с женой в Копенгагене, после чего руководил французским балетом в Стокгольме. В Петербург Ландэ приехал, в начале 30-х годов XVIII века. Дальнейшая его деятельность вплоть до его кончины протекала уже в России. Ландэ принадлежит к тем иностранным мастерам, имена которых вошли в историю мирового балета только в связи с их деятельностью в России, где они смогли полностью развернуть свои творческие возможности. Знакомясь с русскими, эти мастера по достоинству оценивали выдающиеся способности своих учеников и добросовестно передавали им знания. Их воспитанники, овладевая зарубежным сценическим танцем, не забывали и национальных художественных установок, применяя их к тем знаниям, которые получали от учителя. Так, обоюдными усилиями вырабатывалась русская манера исполнения зарубежного танца. Восприимчивость русских к танцевальному искусству помогла Ландэ выполнить взятое на себя обязательство обучать своих питомцев так, чтобы они могли танцевать при дворе «балеты». В 1736 году во дворце были показаны три «балета», исполненные исключительно воспитанниками Шляхетного корпуса. Выступление кадетов имело большой успех. Непродолжительный срок, который потребовался для обучения русских профессиональных. исполнителей, объясняется тем, что сценический танец в то время мало отличался от бального, который в свою очередь был значительно сложнее, чем теперь. В частности, гавот требовал от хорошего бального танцора умения выполнять пируэт и антраша. Но решающий момент успеха преподавания заключался в высоком уровне развития русского народного танца. Балет в те годы, как и раньше, не имел ничего общего с сюжетом спектакля и делился на выхода, знакомые русским еще со времен Алексея Михайловича и Петра I. Однако внешняя форма этих выходов, их исполнение и оформление значительно изменились. Большую роль в этом сыграла деятельность учрежденной в Париже еще в 1661 году Королевской Академии танца. Она установила ряд общеобязательных эстетических и технических правил в отношении сценического танца, используя в балете то, что было достигнуто в драматическом искусстве. Так, танец был разделен на три основных вида: серьезный, полухарактерный и комический. Серьезный танец-прообраз современного классического требовал академической строгости исполнения, красоты внешней формы, изящества, переходившего иногда в жеманство. Это был «благородный»- танец, приличествующий персонажам трагедий классического театра — царям, богам и мифологическим героям. Комический танец отличался виртуозностью, допускал утрировку движений и импровизацию. Им пользовались при исполнении гротескных и экзотических танцев, свойственных комедиям театра классицизма. Наконец, полухарактерный танец объединял танцы пасторальные, пейзанские и фантастические, олицетворявшие силы природы или человеческие страсти, а также мифологические — пляски фурий, нимф, сатиров и т. п. По законам французской Академии, после каждого акта трагедии или комедии давался «балет» с небольшим числом исполнителей, каждый раз иным, а в конце шел «большой балет», в котором участвовали исполнители всех выходов, шедших в данном спектакле. Установлен был и танцевальный костюм. Танцовщицы, исполнявшие серьезные танцы, носили платье с кринолином, из-под которого чуть виднелись носки туфель. Кринолин держался на камышовых обручах и назывался «корзиной». В полу- характерных балетах к этим костюмам прибавлялись атрибуты, характеризующие танец, — серпы для крестьянского танца, корзиночки и лопатки для танца огородниц, тирсы и леопардовые шкуры для танцев вакханок и т. п; Как женский, так и мужской костюм для исполнения комических танцев был также регламентирован, но оставлял место для фантазии художника. В этих танцах, требовавших исключительной виртуозности, мужчины часто исполняли женские роли. В серьезных балетах танцовщики были одеты в парчовые, матерчатые кирасы и короткие юбки на камышовых каркасах, доходившие им до колен и носившие название «бочонков». На ноги надевались длинные чулки и короткие панталоны. Голова венчалась большим шлемом с перьями. Обувь как у женщин, так и у мужчин в серьезных танцах была на высоких каблуках. Исполнители серьезных танцев обязаны были носить круглые маски, закрывавшие все лицо. Эти маски были самых разнообразных цветов — золотые, серебряные, синие, зеленые — в зависимости от установленного условного обозначения характера персонажа. В России, где в танцах особенно ценилась мимика, маски, видимо, не привились, так как о них нигде не упоминается. Взамен этого вошло в обычай пудрить лицо цветной пудрой. В полухарактерных балетах мужчины иногда пользовались облегченным костюмом, без «бочонка», ограничиваясь характеризующими танец атрибутами. Само собой разумеется, что одежда оказывала очень большое влияние на развитие танца. Тяжелый и неудобный костюм танцовщиц не позволял им делать быстрые и свободные движения, исключая возможность прыжка или даже незначительного отрыва ног от пола. Все это отодвигало женщину в балете на второй план. Ведущим в танце был мужчина, на долю которого выпадала и демонстрация виртуозности, и главный успех. Законы, установленные французской Королевской Академией танца, лишь частично были приняты некоторыми итальянскими балетными театрами. Серьезный танец отличался здесь большей резкостью и быстротой исполнения, в нем отсутствовали как сухая академичность, так и некоторая манерность французской школы. Костюм также был значительно облегчен, предоставляя возможность свободно двигаться как мужчине, так и женщине. Венецианцы особенно славились своими комическими танцами и балетами, зародившимися еще в театре «Комедии масок». Эти балеты, носившие название бурлесков или интермедий, широко использовали импровизацию, слово, вокал и отличались эксцентрическими шутовскими танцами и примитивными сюжетами. Итальянцы узаконили целый ряд танцевальных движений, не известных во французском балете. В зарубежном балете ко времени его появления в России главенствовала французская школа, но, кроме нее, имелись и самостоятельные итальянские школы — венецианская, неаполитанская, миланская, падуанская и т. д., отличавшиеся друг от друга своими характерными особенностями. В Петербурге представителем французской школы был Ландэ, а венецианской — Фоссано. В 1736 году в Россию прибыла первоклассная итальянская оперно-балетная труппа, которой руководил композитор Ф. Арайя. Балетмейстером и первым танцовщиком в этом коллективе был венецианец Антонио Ринальди, прозванный Фоссано. Артистическая деятельность Фоссано началась в 1730-х годах в Венеции, где он скоро зарекомендовал себя не только как хороший гротесковый танцовщик-виртуоз, обладавший блестящей техникой, артистичностью и яркой индивидуальностью, но и как сочинитель комических балетов. Приехавшая труппа, в которую входили отличные ведущие артисты, не имела в своем составе хора и кордебалета, что делало невозможным постановку спектаклей. Однако выход из положения был найден — в качестве артистов хора были привлечены церковные певчие Придворной капеллы, а обязанности кордебалета передали кадетам Шляхетского корпуса. Первым спектаклем итальянского оперно-балетного театра была опера «Сила любви и ненависти». По сохранившейся традиции, все антракты заполнялись бессюжетными балетными выступлениями, поставленными Фоссано. Так, после первого акта «. танцевали сатиры, огородники и огородницы изрядный балет»; второй акт оканчивался «. преизрядным балетом, сделанным по японскому обыкновению», и, наконец, в заключение сходили «больше ста человек с верхней галереи сего великолепного строения» и танцевали «при слаженном пении действующих персон и играющей музыке всего оркестра приятный балет, которым кончается сия главная опера». Исходя из этого, ясно, что после первого акта оперы шел полухарактерный балет, после второго- комический, а в конце- серьезный. Первое выступление кадетов Шляхетного корпуса на профессиональной сцене увенчалось таким успехом, что их стали постоянно занимать в придворных спектаклях. Это обстоятельство обязывало Ландэ специально готовить кадетов к профессиональным сценическим выступлениям, а они ежегодно после выпуска из корпуса покидали сцену, в результате чего труд балетмейстера оказывался бесполезным. В связи с окончанием контракта итальянской труппы и намерением русского двора учредить в Петербурге постоянный придворный итальянский оперно-балетный театр, вопрос о подготовке балетных кадров приобрел особую остроту. Ландэ понимал это. В конце 1737 года он подал императрице проект организации танцевальной школы, которая должна была готовить кадры для комплектования придворной балетной труппы. Ландэ предлагал определить к нему в обучение шесть мальчиков и шесть девочек простого звания. В течение трех лет он брался довести искусство этих учеников до такого совершенства, чтобы они ни в чем не уступали любым из иностранных танцевальных мастеров.

4 мая 1738 года проект был утвержден. Тем самым было положено начало «Собственной Ее Величества танцевальной школы», ныне Ленинградского академического хореографического училища имени А. Я. Вагановой. Ландэ был назначен танцмейстером школы. В этом же году в связи с увольнением Фоосано он получил звание придворного танцмейстера и балетмейстера.

Во вновь учрежденную школу принимались дети «подлого звания», то есть представители широких городских масс. Это обстоятельство имело важное значение для русского балета. В отличие от правящей верхушки людям из народа было чуждо преклонение перед Западом; храня вековые традиции древней русской танцевальной культуры, они могли противостоять иноземной манере исполнения сценического танца и бороться за утверждение своей, самостоятельной национальной школы в балете.

Однако результаты этой борьбы, а также деятельности Ландэ обнаружились позднее. Значение же этого периода заключается в том, что в России была основана государственная балетная, школа, в которой обучались только русские — представители широких масс народа, бережно хранившие свои традиционные эстетические установки в искусстве танца.

Классический танец – современная танцевальная система, сложившаяся в европейском театре. Формировался классический танец на протяжении веков у ряда народов, впитывая достижения разных танцевальных культур. Его элементы сложились в античную эпоху, обогатились и умножились в танцах актеров средневековья (мимов, жонглеров). Как система он оформился и получил свое дальнейшее развитие в XVI веке в Италии, во Франции в XVII веке, где и обрел французскую терминологию. Название «классический» указывает, что танец этот восходит к эпохе классицизма, а также на то, что он обладает классическим сонершенством. Этот термин возник в России в XIX веке, постепенно вошел в обиход, сделался общепринятым и вытеснил бытовавшие ранее термины — «серьезный», «благородный» жанр, «академический» танец и др. По существу же он является танцем профессиональным но аналогии с профессиональной музыкой в отличие от танца и музыки народной. «Балет об Орфее и Эвридике» был показан 8 февраля 1673 г. в подмосковном селе Преображенском для царя Алексея Михайловича и членов его семьи. С этого начинается отсчет истории русского классического танца.

Categories: Канкан
  • RSS
  • Delicious
  • Digg
  • Facebook
  • Twitter
  • Linkedin

Твиттер

RSS not configured

Популярное

Танец каша в...

Сценарий выпускного утренника в детском саду Сценарий утренника предназначен ...

Ютуб детские танцы...

LiveInternetLiveInternet -Рубрики ДЕТЯМ (30) Обучающие игры (21) ...

Танец детский сад...

Вальс для детей в детском саду Топ-10 идей выпускных ...

Тадевосян армен волгоград...

Тадевосян Армен ООО "ИНТЭС" 125252, г. МОСКВА, ул. КУУСИНЕНА, ...

Арабские песни для...

Самые лучшие танцевальные арабские песни (Топ-10) О чем повествуют ...

Спонсоры