Индийские храмовые танцы и санскрит в священном Запорожье

Представляя в интервью Анну Смирнову, руководителя Индийского Театра «Накшатра» в Киеве, «Портмоне» знакомила своих читателей с классическим индийским танцем. Мы надеялись, что Анна выступит на нашей земле. И вот именитая танцовщица посетила Запорожье.

Классический индийский танец — достаточно элитарное искусство. Продукт мистики, медитативный, духовный опыт, инструмент блаженства и радости, преображающий не только танцовщицу, но и зрителей, идеальным проводник космической энергии Вселенной (это далеко не все эпитеты, восхваляющие индийский танец). И понять, принять, оценить его, насладиться созерцанием божественной геометрии, сотканной мастерством танцовщицы, способны избранные. Точнее, избравшие для себя путь духовного развития.

Не случайно выступление Анны проходило в Центре Развития «Анаэль». И неудивительно, что аудитория собралась отзывчивая и понимающая. Большинство присутствующих на концерте давно соединили себя с культурными традициями Индии: занимаются йогой, медитациями, учатся танцевать тут же, в Центре, у преподавателя Надежды Дмитренко.

К тому же Анна каждый танец сопровождала пояснением смысла и значения отдельных жестов и символических элементов, рассказывала суть переданной в танце истории-легенды. И зрители легко узнавали и грозного Шиву, который сам себя создал, и забавного сладкоежку Ганешу, и смелого маленького Кришну, и прекрасных богинь Лакшми, Сарасвати и Парвати.

И так, встреча (а также цветы, овации, очередь за автографами) состоялась.

И надеемся, что она положит начало доброй традиции. Ведь мода на классические индийские танцы, покорив Запад, медленно, но уверенно охватывает и нашу страну.

Вместе со знаменитой танцовщицей в Запорожье приехал ее супруг Санджай Раджханс — специалист по санскриту, преподаватель Киевского Университета им. Т. Шевченко (он дал уроки санскрита практикующим Курс Трансцендентальной Медитации Махариши).

«Портмоне» не отказала себе в удовольствии пообщаться с учителем. Тем более, что он был так любезен, что согласился говорить с нами на русском языке (а мог бы попросить переводить себя с английского, хинди или санскрита). Возможно, сказалась журналистская солидарность (Санджай также магистр журналистики и средств массовой информации).

Мы говорили о его отношении к Украине, особенностях украинской ментальности, о поиске своего места в мире. Выяснили, что Санджай-джи прочитал Тараса Бульбу еще в 11 лет, был поражен и покорен силой этого героя и с тех пор мечтал посетить легендарную Хортицу.

Редакция «Портмоне» не смогла остаться равнодушной к процессу и помогла Санджаю не только добраться до колыбели казачества, но и пройти обряд посвящения в казаки. Который Санджай-джи мужественно выдержал, полностью отдавшись потомкам Бульбы и согласившись делать с собою все, кроме замены шикарной шевелюры брахмана на казацкий оселедець.

Вечер Индийского храмового танца

Анна обучалась классическому танцу Бхаратанатьям в Индии по стипендии организации ICCR (Индийского центра по культурным отношениям) с 1997-2003. Шесть лет интенсивного обучения проходили под руководством известной танцовщицы, хореографа и гуру Джаялакшми Ишвар в институте классического танца «Абхиная Арадхана» (Нью Дели). Первое сольное выступление Анны (Арангетрам) состоялся в 2000 г. в театре ICCR Auditorium – Tagor Hall. На нем в качестве почетного гостя присутствовал легендарный танцевальный критик Субудду, давший затем в прессе высокую оценку качеству исполнения танцовщицы.

В 2003 г. за высокое качество своего искусства Анна была включена в почетный список профессиональных исполнителей организации ICCR (an empanelled artist of the ICCR).

По возвращение в Украину в 2004 г. Анна основала Индийский Театр Накшатра, где индийский классический танец Бхаратанатьям преподается в соответствии с традицией «гуру-шишья-парампара». В 2010 г. театр Накшатра был удостоен звания народного коллектива Украины. Филиалы театра Накшатра также открылись в Симферополе и Одессе.

Анна стала инициатором и организатором международных фестивалей индийского классического танца «Нритьяанжали» (2005, 2006 г.г.), собравших выдающихся исполнителей индийского танца из различных стран мира. Эти фестивали, сопровождавшиеся лекциями, презентациями и мастерклассами, вызвали большой интерес к индийскому классическому искусству как в Киеве, так и в других городах Украины.

В 2009 г. была опубликована книга Анны Смирновой об индийском классическом танце на русском языке «Индийский храмовый танец. Традиция, философия, легенды». Эта книга стала результатом многолетней исследовательской работы автора. Презентация книги с успехом прошла в Киевском государственном университете имени Тараса Шевченко и в индийском культурном центре имени Дж. Неру в Москве.

В настоящее время Анна интенсивно выступает с сольными концертами как в Украине, так и в Индии, преподает, проводит мастерклассы, выступает в различных теле-шоу, организует танцевальные проекты театра Накшатра. Ее деятельность по распространению индийской культуры в Украине поддерживается ICCR, посольством Индии в Украине и индийским сообществом.

Taste of alta

Бхаратанатьям глазами новичка

Книги: А. Смирнова «Эстетический анализ индийского храмового танца с древности до наших дней»

Редкая удача — заполучить книгу не об индийской культуре в целом, а именно о храмовом танце. Не так уж много написано на русском языке на эту тему. «Эстетический анализ индийского храмового танца с древности до наших дней» А. Смирновой сосредоточен на южной классике — бхаратанатьяме, но не обойдены вниманием и другие классические стили. А поскольку автор книги является также танцовщицей, то её слова приобретают дополнительный вес в моих глазах.

Книга начинается с пространного экскурса в индийскую историю, философию и религию, потому что без знания (даже самого приблизительного и упрощённого!) этих дисциплин невозможно понять, почему танец в Индии больше, чем танец. Автор проводит параллели с греческими священными драмами, рассматривает упоминания о танце (и его предположительной роли в жизни общества) во всех известных литературных источниках Индии — от вед до поздних трудов религиозной философии. Большое внимание уделено анализу самой известной иконографии — Шиве-Натарадже, и его особом значении в истории Тамил Наду. Этот южный штат современной Индии — наша танцевальная «родина».

Задачей древнего искусства была не имитация реальности, а её трансформация. Танец и драма использовались в Индии в ритуальных целях и, вместе с тем, для развлечения. В храмовом танце развлечение всегда было соединено с поклонением.

Источники свидетельствуют, что переход от светского представления к храмовому действу произошёл при приходе брахманической традиции в дравидский Юг. Древние покровители Тамил Наду начинали отождествляться с божествами индуистского пантеона, создавались новые легенды по «включению» (например, Муруган как сын Шивы). Восхваление и почитание правителей сменялось поклонением божествам. И традиция танцевать для увеличения благости в мире плавно перенеслась из дворцов в храмы. Особого внимания заслуживает история храма в Чидамбараме — места поклонения Шиве в форме Натараджи.

Из племенного культа умилостивления сил природы танец возвышается до уровня сопричастности божественному акту творения. Танец превращается в стройную интеллектуальную систему, имеющую метафизическое значение и мистическую интерпретацию.

Литературные произведения сангамского периода (примерно II в. н.э.) содержат детальные описания тамильской культуры, в частности танец. Упоминаются его различные виды, репертуар, музыкальные инструменты, и аспекты танцевальной практики, сохранившиеся по сей день — например, семилетний процесс обучения под руководством наттуванара, первое выступление «арангетрам». Во время расцвета храмовой культуры девадаси становились дочери и жёны правителей. В репертуаре было как сольное исполнение, так и массовые танцевальные драмы, что свидетельствует о дополнении местных традиций северо-индийским текстом «Натья шастра».

Исторический период с IX по XIII век можно считать «золотым веком» храмового танца, танцовщицы не только служили божествам, но и стали главным источником доходов храмов. После непродолжительного спада, вызванного мусульманским захватом, храмы вновь расцвели с XV по XVI вв.

В следующей главе подробно рассматривается «Натья шастра» — главный труд по сценическому искусству (в которое танец был включён), а так же трактовка и влияние его ключевых понятий на дальнейшую философскую мысль. В «Натья шастре» впервые была сформулирована теория о «раса», которая станет краеугольным камнем эстетики всего индийского искусства, включая литературу, скульптуру, живопись, музыку, и конечно танец.

Раса (эстетический опыт) рождается не в актёре, а в зрителе. Абхинавагупта пишет: «Что такое актёр? Актёр нужен для того, чтобы пробовать, поэтому его можно сравнить с сосудом. Вкус вина не остаётся в сосуде… поэтому актёр полезен и необходим только в начале».

«Натья шастра» как попытка придать низкому искусству развлечения масс божественный статус, добавив к развлечению образовательный и духовный компонент — интересный взгляд на первую главу («О происхождении танца»).

В главе о хореографии автор рассматривает технические аспекты «Натья шастры» — принципы построения движения, базовые элементы танца, и конечно, затрагивает дискуссию о 108 каранах — являются ли они своеобразным «застывшим» самоучителем по божественному танцу, или это полёт фантазии древних скульпторов. Интересно, что «Натья шастра» разделяет натуралистичное исполнение сюжетной части танца и символическое. В «нритье» танцор изображает обезличенные переживания в определённой ситуации. Жесты-символы являются заменителями естественного выражения эмоций — в отличии от драмы, в танце даже слёзы изображаются жестами, а не натуралистическими всхлипываниями. Кроме того, это позволяет переключаться с одного героя на другого, не меняя костюм и макияж.

В целом, могу сказать что книга получилась очень насыщенной информацией, причём узкоспециальной, и внимательное рассмотрение изложенных фактов (а так же любых источников, исторических деятелей, географических точек и т.д. и т.п.) уводит в глубины википедии. Однако при этом она даёт некое понимание взаимосвязей и рисует общую картину происходящего. А добавление личных впечатлений и заметок изрядно украшает академический текст.

Categories: Хип-хоп
  • RSS
  • Delicious
  • Digg
  • Facebook
  • Twitter
  • Linkedin

Твиттер

RSS not configured

Популярное

Танец каша в...

Сценарий выпускного утренника в детском саду Сценарий утренника предназначен ...

Ютуб детские танцы...

LiveInternetLiveInternet -Рубрики ДЕТЯМ (30) Обучающие игры (21) ...

Танец детский сад...

Вальс для детей в детском саду Топ-10 идей выпускных ...

Тадевосян армен волгоград...

Тадевосян Армен ООО "ИНТЭС" 125252, г. МОСКВА, ул. КУУСИНЕНА, ...

Арабские песни для...

Самые лучшие танцевальные арабские песни (Топ-10) О чем повествуют ...

Спонсоры