Кавказский танец — Лезгинка

Интерес к обычаям кавказских народов достаточно большой, особое значение имеет танец лезгинка. Его зажигательные движения стали визитной карточкой кавказцев, он ассоциируется непосредственно с горцами и их вековыми традициям.

История создания лезгинки

Сколько десятков лет или веков танцу, никто не знает. За длительное время своего существования он воплотил в себе смелость кавказских мужчин и их способность чётко и изящно двигаться. Современная лезгинка – это прототип старых кавказских обрядовых танцев.

Существуют сведения, что танец лезгинки танцевали представители сильного пола перед важной схваткой с врагом. Тогда становится понятен тот факт, что современный вариант этого танца исполняют в большинстве случаев тоже мужчины. При этом движения лезгинки настолько грациозны, что девушки танцуют его без смущения. На сегодняшний день сотни тысяч людей преклоняются перед этим танцем.

Известна также легенда, в которой разворачиваются события тысячелетней давности. Согласно ей, молодому ингушскому парню настолько понравилась одна красавица, что он передал свою любовь и восхищение в танце, попеременно становясь на колени.

Некоторые учёные считают, что местом появления этого танца стал Лезгистан (южная часть теперешней Республики Дагестан).

При этом не существует обряда или момента, когда должны исполняться танцы лезгинки. Его танцуют при каких-то значимых событиях и датах или просто для души и вдохновения. Он не требует использования большого количества аксессуаров, часто пускают в ход только барабан, чтобы отбивать такт или просто хлопают в ладоши.

Лезгинка народный танец, который олицетворяет благополучие, талант, любовь и дружбу.

Индивидуальность, бешеный ритм, яркость – это неполный ассоциативный ряд, который возникает, когда упоминается про танец лезгинка. Помимо грациозных движений и харизмы в нём комбинируются и различные акробатические трюки. Поэтому для представителей сильной половины этого народа он является демонстрацией смелости, опального характера и бесстрашия. Мужчины чередуют медленный и более стремительный темпы. Для слабого пола в лезгинке свойственны пластичность, размеренность и грация, а также лёгкие передвижения. При этом вслед за мужчиной также происходит увеличение темпа.

Обучение лезгинке в домашних условиях

Этому танцу много веков, он передаётся от старшего поколения к младшему, научиться танцевать может любой, кто имеет такое желание. Для изучения лезгинки необходимо быть не только в отличной физической форме, но и что самое главное — иметь огонь в глазах и темпераментность. В этих танцевальных движениях надо почувствовать себя актёром.

Воссоздать лезгинку дома вполне реально, для этого понадобятся:

Большое количество обучающего материала есть в интернете, это видеокурсы, которые рассчитаны отдельно для каждого пола. Это связано с тем, что мужские и женские танцевальные движения имеют отличительные черты.

Зеркало используется для того, чтобы видеть свои движения со стороны. Таким образом, можно сравнивать их с оригиналом и быть уверенным, что исполняешь всё правильно. Обувь необходимо выбрать очень удобную.

Быстрее всего произойдёт обучение у тех, кто занимается стэпом или делал это раньше, поскольку в определённых моментах танцы очень похожи. И в том, и в другом танце сочетаются движения ног исполнителя с ритмом музыкального сопровождения, то есть каждое касание ногами пола происходит обязательно в такт.

Особое место стоит уделить музыке, поскольку без качественного музыкального сопровождения невозможно освоить этот танец и его мастерство.

Этот кавказский танец насыщен разнообразными акробатическими трюками, поэтому им стоит заниматься, когда имеешь хорошую физическую подготовку. Поскольку небольшое по времени занятие заберёт все силы, появится состояние «выжатого лимона». Чтобы это избежать, необходимо перед обучением сделать небольшую зарядку, то есть размяться и подготовить мышцы к дальнейшим нагрузкам.

Подбирая одежду для занятий, стоит обратить внимания на ту, в которой будет удобно, комфортно, поскольку вещи должны быть свободными и не сковывать движения.

Если самостоятельное обучение не дало ожидаемых результатов, тогда стоит обратиться в одну из танцевальных групп. Хороший хореограф научит выдержке для исполнения лезгинки.

Если есть все необходимые вещи для изучения танца, найден хороший хореограф, тогда остаётся только постоянно тренироваться и оттачивать своё мастерство. Постоянные тренировки повышают уровень, поэтому необходимо регулярно повторять даже те движения, которые отлично изучены.

Сам танец более зрелищный, если исполнение происходит в национальных костюмах.

Народный танец лезгинка: родина, история происхождения, виды и описание.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Объектом нашего сегодняшнего исследования становится знаменитый танец лезгинка. В интернете представлена довольно скудная и противоречивая информация о нем. Не претендуя на роль судьи последней инстанции, мы решили собрать в одной статье все самое интересное о главном танце народов Кавказа.

История происхождения лезгинки. Чей это танец?

Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в горах Дагестана и именно здесь находится ее «родина».

В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время Кавказской войны 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:

Есть и другая теория появления танца. В Закавказье грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров (кавказский тур – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).

Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического ансамбля «Лезгинка» – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:

«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.

Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.

Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали утра, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».

Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех народов Кавказа. Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

Виды танца: классификация и описание

О современном состоянии танца сегодня мало говорят и пишут. Вопросы постановки и хореографии, классифицирования и прочие нюансы доступны узкому кругу специалистов. Если не брать в счет свадебную лезгинку (т.н. попсовую), то вы практически нигде не сможете найти информацию о фундаментальных основах. Они, на первый взгляд, кажутся простыми, но очень важно знать их и уметь интерпретировать.

Не секрет, что территория Северного Кавказа просто «напичкана» различными этносами. И каждый из этих народностей имеет свой национальный танец, с присущей только ему ритмикой, музыкой, костюмами и характером. Например, только в Грузии насчитывается более 20 народных танцев.

На самом деле, мы одними из первых делаем попытку как-то классифицировать кавказскую лезгинку. Первое, что приходить на ум – это география распространения танца.

Танцы народов Северного Кавказа

  • Классическая (дагестанская) лезгинка.

Специально выделили ее отдельным пунктом. Ведь, это самый распространенный танец на Кавказе и за его пределами. Если копнуть глубже, то можно еще больше разложить ее. Например, отдельными направлениями выступают свадебная или парная лезгинка.

  • Национальные танцы Дагестана.

А как вы думали? Мы же писали, что каждый народ имеет свой танец. А в РД проживает 14 только коренных народов (всего 36). И они полностью отличаются от классической лезгинки. Совсем другой ритм музыки, костюмы, движения, шаги. Сам характер танца разный. Поэтому, все эти танцы (кумыкский, аварский, даргинский, гергебельский, лакский, лезгинский, андийский, табасаранский, акушинский и так далее) объединены в отдельную группу.

  • Танцы других северокавказских народов (без учета РД). Эта группа занимает целый пласт: чеченская лезгинка, карачаевка, кабардинка (сламей), осетинские танцы «Симд», «Хонга» и так далее. Порой они очень сильно отличаются друг от друга. Например, если чеченская лезгинка «зажигает, рвет и мечет», то осетинский танец очень спокойный в исполнении.

Танцы народов Закавказья

Эта группа очень обширная, сюда входят танцы сразу трех независимых государств – Азербайджана (например, «Яллы» и «Вагзалы»), Грузии («Картули», «Нарнари», «Кистури», «Абрагули») и Армении. Конечно же, особняком здесь стоят грузинские танцы. Ведь, именно грузин по национальности – дед великого Илико Сухишвили – в начале 20 века явил миру великолепие лезгинки на Всемирном Фестивале народного танца в Лондоне.

Дело своего деда продолжила династия Сухишвили, который создал в Грузии единственный в своем роде Национальный балет Грузии. Именно здесь кавказские танцы поднялись на такой высокий уровень, что даже трудно себе представить. В эту же группу можно отнести абхазский и аджарский танцы.

Классификация по варианту исполнению

  • Мужской одиночный танец.

Самый распространенный вид, очень часто его сравнивают с огнем или сверканием молнии. И это действительно так! Главная цель мужчины в танце – разжечь огонь любви в сердце девушки. Ведь, в старину чаще всего танцевали в двух случаях – во время военных действии или перед боем (для подъема духа) и на свадьбе (для выбора невесты).

В таком виде она исполняется очень редко. Символизирует женская лезгинка – лебедя. Все движения предельно плавные и красивые. Кстати, есть движения мужской лезгинки, которые исполняют девушки. Понятно, что она не будет выполнять обороты и прыжки, но многие мужские движения прочно вошли в арсенал женского танца.

Женская лезгинка символизирует изящество и очарование. Пластика рук играет в ее танце первоочередную роль и является средством выражения души и характера. Ничего лишнего в танце она не должна себе позволять. Глаза слегка опущены, голова – приподнята. Нельзя глаза поднимать выше груди партнера и опускать ниже пояса. В тоже время, не запрещается смотреть себе под ноги.

  • Парный танец – один из красивейших.

В старину кульминацией кавказской свадьбы считался парный танец. Момент, когда парень становится на пальцы и продвигается к своей партнерше (то есть избраннице), считается кульминацией. Таким образом, он показывал свое любовное отношение к ней, уважение и чистоту своих притязаний. Считалось, что в этот момент «орел парит над лебедью».

Часто в танце можно услышать возгласы «Асса» и т.д. Например, чеченцы выкрикивают «Орс-вай» или «Орс-тох», они имеют сакральное значение. Если мужчина выкрикивает их, то он таким образом себя подбадривает. Считается, что в данный момент танцующий находится на пике эмоций (в танцевальном экстазе).

Этот вид появился сравнительно недавно – в 30-х годах 20 века. Еще его называют ансамблевое исполнение. Уже в середине прошлого столетия действовали профессиональные ансамбли. Всегда ансамбли лезгинки были кузницей талантливых танцоров и хореографов. Именно они диктовали моду и вносили в танцы все самое новое. Самый известный танцор лезгинки – неподражаемый Махмуд Эсамбаев – настоящий гений.

  • Оригинальное исполнение лезгинки.

Самое молодое направление в танцевальном искусстве Кавказа. В чем заключается оригинальность? Например, шуточные танцы – последний писк танцевальной моды. Многие ансамбли ставят их:

К оригинальному исполнению можно отнести еще танец с кинжалами и лезгинку на барабане.

Важные исторические «заслуги» кавказской лезгинки

Мы постарались выделить три самых главных «достижений» лезгинки, которые повлияли на развитие истории и судьбу многих народов.

  • Лезгинка – самый популярный народный танец в мире, который сохранился в неизменном виде.

В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские) претерпели очень большие изменения. Произошел коренной сдвиг в сторону сценической интерпретации.

Танцы потеряли свою самобытность и находятся на грани исчезновения. Специалисты об этом говорят уже давно. Задайтесь вопросом, кто сегодня исполняет русские народные танцы? Не те танцы, что отплясывают после бутылки водки, а истинно народные танцы. Только в профессиональных танцевальных коллективах вам могут станцевать настоящий русский танец, и то не во всех.

На Кавказе с малых лет детям прививается ритм танца. Поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все кавказцы владеют им в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать народный танец?

Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это. Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. На факт в том, лезгинку танцуют все: от мало до велика, от строителя до руководителя региона. Потому, можно утверждать, что это самый народный танец.

Более того, сегодня ее исполняют так же виртуозно, как и отцы и прадеды. Он с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. В связи с этим возникает вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?

Ответ очевиден: главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего. Даже придумали общенародное слово «адат», которым пользуются все. Именно этот фактор помог танцу не потерять свою самобытность. Таким образом, время над лезгинкой не властно. Этот танец вечный. И что бы не происходило вокруг него, он будет жить до тех пор, пока жив хоть один кавказец.

  • Танец смог объединить под «своим знаменем» свыше 100 кавказских народов.

И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А лезгинка, как бы невзначай, взяла и «объединила» под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение!

Только в Дагестане проживает свыше 36 коренных народностей. А есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, чеченцы, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, ингуши и так далее. В статье о многообразии кавказских танцев мы узнали, что каждый народ имеет свой танец, с присущей ему энергетикой, музыкой, ритмом и костюмами. Но есть движения, которые исполняются у всех народов, их называют «общекавказскими».

Не важно, какой нации человек – рутулец, аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки зажигательной лезгинки, любой пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». Язык танца у всех один. Тут не нужен переводчик, не нужен словарь. Люди понимают друг-друга по движениям.

  • Кавказский танец – один из самых универсальных в мировой культуре.

Что имеется в виду под словом «универсальный»? Сегодня в Грузии работает Национальный балет, который культивирует древние танцевальные традиции. Ровно с таким же успехом поэты и композиторы обращаются к ритмам Кавказа при постановках в классическом балете и на оперной сцене. Вспомните хотя бы оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

Или знаменитый балет Арама Хачатуряна «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно:

Это ли не свидетельство уникальности удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как кавказская лезгинка, сегодня не может ни один народный танец. Когда слышишь, что где-то хотят запретить ее, то становится просто смешно. В Советском Союзе тоже 70 лет запрещали религию. Но, сердцу и душе не прикажешь!

Пять основ танца – на них зиждется вся суть

Многие люди мечтают научиться танцевать лезгинку. Это по силам практически каждому физически полноценному человеку. Но, прежде чем вы приступите к практическому обучению, давайте рассмотрим с вами, на чем основывается танец.

Есть пять основных «китов», на которых и держится все танцевальное искусство. Для того, чтобы достичь вершин в хореографии, нужно начать с одной «основы» и постепенно переходить к следующей.

  • Первое – правильная осанка.

Обучение начинается с постановки осанки. Красивая и правильная осанка – это 80% успеха. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что у всех начинающих танцоров он правильна. Этому вопросу многие хореографы уделяют самое пристальное внимание, так как невозможно представить себе, например, девушку, которая танцует и сутулится. Это выглядит не очень красиво и теряется вся изюминка танца.

Глаза и взгляд – это отражение не только души, но и внутренних переживаний. Ведь, вспомните, когда вы злитесь, то глаза «просто кричат» о том, что вы очень злы. Когда вы счастливы, то глаза «хотят поделиться» этим со всем миром.

В лезгинке взгляд имеет особое значение. Ведь, в старину не было принято говорить девушке о своих чувствах. Кавказские парни разработали негласный «язык взглядов» и демонстрировали его в танце. В свою очередь, девушкии должны были либо принять этот жест взглядом, либо же просто показать, что юноша ей не интересен.

Важно знать, что «язык взглядов» у мужчин и женщин абсолютно разный. Если мужчина в танце должен показывать свою уверенность, силу, отвагу и для этого ему нужно все время смотреть партнерше в глаза, то девушке же, наоборот, нужно демонстрировать скромный взгляд. Знаете, исполнять танец чисто механически (дрессировать себя) – дело не очень сложное, самое главное – чтоб вы получали удовольствие.

  • Третье – движения и позиции рук.

Основополагающая позиция рук одинаковая везде. Соответственно, дальше идут разнообразные варианты и формы позиций и движений рук. В классической лезгинке выделяют 6-8 основных позиций.

Выделяют три вида движений: простое одиночное движение (например, какая-нибудь «ковырялка»), «характерное движение» (каскад и чередование движений, соло) и шаги (например, чеченский ход). Каждое из них имеет свои нюансы и аспекты, в которых тоже нужно разбираться.

Дискуссионный вопрос. Некоторые некоторые хореографы утверждают, что парню в танце не нужно улыбаться. Тогда вопрос: почему танцоры известных асамблей улыбаются? Пусть у вас будет красивая осанка, четкие движения рук и ног, но на лице – «камень», ваш танец не принесет удовольствия никому. Лучезарная улыбка всегда греет сердца людей и дарит радость. Поэтому, улыбайтесь чаще.

Какую пользу принесет обучение лезгинке?

Выделим десять основных плюсов, которые вы получите от танца (на самом деле, их сильно больше):

  1. Хорошее настроение (бодрость духа). Все понимают, что танцы – это упорный труд, и без хорошего настроения очень тяжело его пересилить. Многие вместо зарядки включают лезгинку и начинает отплясывать. Таким вот простым способом они получают заряд энергии на весь день.
  2. Красивая и стройная фигура. Танцы – это те же физические упражнения, но под музыку. Замечено, что за 2,5 часа интенсивных занятий лезгинкой человек может скинуть до 1,5 кг.
  3. Правильная осанка. Привитию правильной осанки во всех танцах уделяется огромное внимание. Оно и понятно, так как осанка очень важна всегда и везде. Особенно для девушек.
  4. Лучшая координация движений. Лезгинка очень динамичный танец и требует ловкости и быстроты реакции. Поэтому, со временем улучшается координация движений.
  5. Развитие гибкости. Давно замечено, что танцоры меньше, чем остальные подвержены травмам (не считая профессиональных травм). Благодаря эластичности и гибкости мышц, у этих людей очень редки растяжения.
  6. Красивая походка. Правильная осанка, стройная фигура и хорошая координация движений приводит к тому, что у человека со временем вырабатывается красивая походка.
  7. Уверенный взгляд. Говорят, что порой взглядом можно сказать больше, чем словами. Именно взглядом танцор передает всю энергию танца.
  8. Лучезарная улыбка. Приятно встречать людей, лица которых озаряет улыбка. Все профессиональные танцоры очень часто улыбаются. Тем более, это продлевает жизнь.
  9. Дисциплина (самоконтроль). Вызывает удовольствие то, насколько дисциплинированны люди, занимающиеся танцами. Часто такая дисциплинированность напоминает чуть ли не военную муштру. Но игра стоит свеч! Это окупается тем, что человек учится контролировать свою жизнь.
  10. Новые знакомства (интересные собеседники). Человек всегда должен расширять круг своих знакомств. Это необходимо для его развития.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Пером и кистью. (2353)
  • TV. Кино и Подмостки (1486)
  • Обо всем (1452)
  • Интересно (957)
  • Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (808)
  • Кумиры (767)
  • Старый, добрый шлягер (712)
  • Аудиоальбомы (690)
  • Истории (659)
  • Джаз,Рок,Блюз. (620)
  • СуперStars (538)
  • Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (508)
  • УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (452)
  • Суперхит XX века (370)
  • «СССР» — ретро (334)
  • Звезды в «Музыкальной гостиной» (284)
  • Русский шансон (224)
  • Одесские истории (217)
  • Музыка на века (207)
  • Бельканто (Любимые голоса) (201)
  • Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (161)
  • Маленький ретро концерт (154)
  • Лирика романса (154)
  • Биографии (153)
  • Легенды русского шансона. (122)
  • Музыка ретро (107)
  • История классики шансона (107)
  • Песня.Романс (104)
  • Мемориал (77)
  • Звезды русской эмиграции (73)
  • Петр Лещенко (50)
  • Культура, искусство, история (36)
  • шансон (34)
  • Литературный раздел (7)

Метки

Я — фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

О чем расскажет лезгинка

Лезгинка знакома всем. Этот танец танцуют на концертах, городских площадях, на свадьбах и просто на дороге. Кого-то он вдохновляет, кого-то раздражает, но людей, равнодушных лезгинке, просто не существует.

У народов Кавказа есть множество общих черт, обуславливаемых их генетическим сродством – начиная от знаменитого «горского темперамента», заканчивая языковой и культурной близостью. Один из самых известных общих символов культуры народов Кавказа – это танец лезгинка, традиционно символически выражающий все многообразие горского мировосприятия.

Танец существует под разными названиями у балкарцев и карачаевцев, осетин, дагестанцев, вайнахов, абхазов, калмыков, кубанских казаков, ногайцев, кабардинцев, черкесов, абазин, адыгейцев, чеченцев грузин, армян, азербайджанцев и многих других народов.

Танцу сопутствует ритмичное и ускоряющееся музыкальное сопровождение в размере 6/8, в оркестр входят гармошка, даурбас (ударный инструмент), аккордеон, зурна, трещотки, горская скрипка, арфа, трехструнная балалайка. Музыка и танец обязательно сопровождаются хлопаньем в ладоши.

Лезгинка обладает глубоким символическим значением – древней основой танца является история, повествующая об орле и лебеде. В образе орла танцует мужчина, чередующий темп танца от медленного к стремительному, подобно орлу, то парящему, то пикирующему, и раскидывающий руки, как если бы это были крылья. Женщина напротив двигается плавно, подражая лебединой стати и грации, постепенно ускоряясь, следуя партнеру. Мужчины соревнуются друг с другом, пытаясь показать лучшую сноровку и самые невероятные движения на максимальной скорости. Лезгинка также может исполняться с оружием, что придает ей дополнительной воинственности.

Первый и самый распространенный – мужская одиночная лезгинка. Не случайно было бы вспомнить, что ранее танец исполнялся на свадьбе или перед боем – в связи с чем до сих пор лезгинка сохраняет ярко выраженный агонистический элемент.

Второй – это женская одиночная лезгинка, гораздо более редкая. Как уже упоминалось, девушка имитирует движения лебедя, пластика рук медленна и грациозна, а глаза слегка потуплены.

Третьей разновидностью лезгинки является парный танец, в котором орел как бы парит над лебедью, символизируя любовное стремление. В двадцатом веке появляется новый тип исполнения этого танца – эстрадный. Лезгинку использовали в театральных постановках, например, в балете «Гаянэ» Арама Хачатуряна, ее стали исполнять специализированные профессиональные ансамбли.

Со временем ритуальный танец мог превратиться в соревнование джигитов, призом в котором становился символический капитал, что напоминает современную лезгинку. Неслучайно, что лезгинку любили и любят исполнять на свадьбах – в том символическом пространстве, где «орлам» необходимо завоевывать своих «лебедей» с помощью демонстрации удали и изящества.

Танец был своеобразным способом показать свою симпатию понравившимся партнерам – ведь девушка в танце могла указать направлением полета на понравившегося юношу, а он, в ответ, мог попытаться не отпустить ее от себя, при этом не касаясь даже платья девушки, что могло восприниматься как оскорбление. Очевидно, что танец воспринимался символически как выражение любовной страсти, и потому перейти границу дозволенного в рамках публичного пространства было недопустимым.

Похожие охотничьи коннотации (а охота может быть как буквальной, так и любовной) имеет и круговой карачаево-балкарский танец «Асланбий», похожий на лезгинку. В переводе его название означает «царь зверей», то есть, лев, и исполнитель этого танца пытается подражать движениям хищника, выжидающего жертву, привставая на носки и переходя от медленных движений к резким рывкам. Образ льва также переносился на ловкого охотника-человека, и существовал танец, в котором мужчина держал настоящие щит и меч и исполнял сложные движения с ними. Дальнейшая эволюция асланбия вводит в танец еще одно действующее лицо – оленя, или беззащитную девушку, на которую ведется охота. Девушка дарит юноше-охотнику прядь с правой косы ленту из нее или кольцо в знак того, что полюбила его и согласна выйти замуж. Таким образом, ритуальный охотничий танец постепенно стал характерной частью свадебного обряда.

Наравне с этим танцем, существуют танцы-гадания с бараньей лопаткой или камушками, с шапкой или земляникой, в которых юноши соревнуются с девушками, пытаясь друг друга переплясать и, в конечном итоге, выбрать себе пару или угадать, кто кому нравится.
Танцы, называемые «лезгинкой» многообразны и многофункциональны. Как обряд демонстрации маскулинных качеств или выбора понравившегося партнера лезгинка используется и до сих пор, однако, окультурившись и став частью фонда фольклорных танцев, лезгинка активно используется современными хореографами и творческими группами.

Лезгинка. Как много в этом танце

Самобытных культур в мире предостаточно, но, что касается танцев, ставших символами определенной культуры, их не так много. Наблюдая за исполнением такого танца, можно безошибочно понять, каковы нравы этого народа, его устремления и желания. Русские открывают свою душу в яблочке и калинке, европейцев можно угадать по канкану и летке-енке, кочевые бесшабашные народы – по цыганочке, а кавказцев – по искрометной лезгинке.

Лезгинка – визитная карточка Кавказа. Это один из немногих элементов кавказской национальной культуры, который получил интернациональную известность и популярность. В этом смысле она как арабская арафатка, татарский сабантуй или русская матрешка.

Сегодня лезгинкой увлекаются по всей России. И это на фоне того, что сам танец, исполняемый на улицах российских городов, стал для националистов и полиции как красная тряпка. Он воспринимается в качестве вызова и кавказской агрессивности.

История

Лезгинку танцевали в горных теснинах Кавказа и близлежащих равнинах с давних времен. Ее танцуют и стар и млад, на свадьбе, на дискотеке и других местах всевозможных праздничных мероприятий. Исполнить ее можно по любому знаменательному случаю, так сказать, для души.

На сегодняшний день есть много вариаций этого танца практически у всех народов Кавказа: лезгинка-соло, парная лезгинка, свадебная лезгинка и т.д. По своей сути все эти танцы пронизывает единый стержень. Он заключает в себе взрывной характер мужчины, его дерзкий взгляд прикован к девушке. Если это парная лезгинка, он то и дело заявляет о себе в каждом своем движении, он резок, быстр и ловок, но в то же время его отличает умеренность в чувствах (мужчине в этом танце негоже плясать как шуту или выполнять движения сексуального характера как мы это можем увидеть в современных латино-американских танцах в частности). Мужчина в лезгинке — это высоко парящий в вершинах гор орел, а женщина, в свою очередь, — это изящная лебедь, осторожно плывущая в ледяном высокогорном озере.

Лезгинка — это всегда разговор. Если танцуют парень и девушка — это безмолвное знакомство, если это группа молодых людей, то это всегда состязание в ловкости, прыти, выносливости (в былые времена танцоры могли без остановки, сменяя друг друга танцевать часы напролёт), если же это соло-лезгинка, то это общение со зрителем, а также заявление о своих лучших качествах.

Лезгинка — это не единственный танец на Кавказе. Есть еще много других танцев, всех и не перечислить. Но лезгинка – самый известный и популярный.

По мнению некоторых историков, так популярная ныне лезгинка на свадьбу – это не что иное, как танец, отплясываемый кавказскими мужчинами перед самыми ответственными боевыми сражениями. Доказательством этому может стать то, что танец, в основном, исполняется именно представителями сильного пола.

Не случайно в лезгинке есть элемент соревнования. Каждый из танцоров демонстрирует темперамент, силу, ловкость и неутомимость, а девушки – изящество и плавность.

Интересно и то, как по разному воспринимают лезгинку кавказцы и некавказцы. Со стороны кажется парадоксальным образ брутального джигита, выплясывающего сложные фигуры. Но сами кавказцы в этом не видят ничего немужского, ничего, унижающего их статус мужчины и воина.

Согласно другой известной версии происхождения лезгинки, несколько тысяч лет назад, один парень, увидев необычайно красивую девушку, бросился к ней навстречу. Все это действо происходило под музыку – охваченный страстью молодой человек попеременно вставал на колени, кружась в танце. Так и зародилась дагестанская лезгинка, выражающая уважение и любовь.

Многие исследователи сходятся в едином мнении относительно места зарождения танца – южная часть современного Дагестана. С веками лезгинка стала символом не только лезгинов, но и всех народов Северном Кавказе.

Лезгинка как символ раздора

«Старинный кавказский танец лезгинка все больше ассоциируется с разногласиями на национальной почве», — говорит Энвер Кесриев, заведующим сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН.

Публичные кавказские танцы на площадях других российских городов стали чуть ли не общероссийской проблемой. Когда в 2007 году молодые люди устроили между собой «лезгинка-баттл» на Манежной площади, националисты не смогли пройти мимо. И устроили «лезгинку» руками. Завязавшаяся потасовка переросла в масштабное побоище и, естественно, сразу попала в центр политических дискуссий.

Чиновники потребовали от кавказцев больше не соваться с танцами на Манежку. Мол, незачем делать это напоказ, нравится танцевать – танцуйте себе дома… По аналогичной схеме конфликты развивались и в других городах.

Российская мода на Кавказ

В то же время во многих городах вошли в моду курсы лезгинки. Лезгинка становится одним из танцев, которому нынче учатся не только представители кавказских диаспор, но и коренные москвичи, петербуржцы, новосибирцы и др. Таким образом кавказская культура входит в большое российское пространство в позитивном ключе. Возможно, это единственный пример такого рода в современной России, охваченной бурными антикавказскими настроениями.

«Яндекс» выдает огромное количество информации по лезгинке: школы танцев, куча ссылок на скачивание, видео-уроки и проч. Все большей популярностью пользуется лезгинка для детей. Девушки, также по-достоинству оценившие грациозность данного танца, не стесняются его исполнять.

Всюду открываются различные секции и школы лезгинки. Они дают и хлеб для молодых танцоров, которые решили заниматься преподавательской деятельностью, и способ занять детей, молодых парней и девушек красивым искусством — искусством танца. Также в таких школах лезгинки молодежь знакомится, общается, весело проводит время на различных мероприятиях.

Очень важно что там кавказцы и некавказцы узнают друг друга, что гасит конфликтные мотивы на корню. Иными словами, лезгинка выполняет важную социальную функцию.

«Наша студия открылась осенью. Клиентов сейчас больше ста. Не только кавказцы, как вы, наверное, предполагаете. Есть и таджики, и татары, и армяне, и русские. Особенно много русских девушек», — рассказывает в интервью «Московским новостям» Тагир Исламов, тренер студии лезгинки для мужчин, которая находится у станции метро «Автозаводская».

«Очень много русских девушек сейчас интересуются этим танцем. Славянок на наших занятиях даже больше, чем кавказских барышень», — также отмечает координатор других курсов лезгинки Тариэл Саркасов.

Патимат Хайбулаева, руководитель дагестанского хореографического ансамбля народного танца «Рассвет», рассказывает, что москвички все чаще приходят к ней на индивидуальные уроки. 23-летняя москвичка Марина Григорьева попробовала много танцевальных направлений. В детстве она занималась балетом, потом увлеклась сальсой, затем танцем живота.

«Что модно, то и танцую. Сейчас в тренде лезгинка. Такой непривычный танец, целомудренный. Девушка в танце не демонстрирует все свои прелести сразу, а наоборот, двигается скромно, на парня глаз не поднимает», — рассказывает Марина. Она говорит, что сначала было трудно освоить новый танец. «Хотелось бедрами вертеть, а нельзя. Партнеры во время танца друг до друга даже не дотрагиваются», — говорит Марина.

Патимат Хайбулаева объясняет своим ученицам, что мужчина, танцующий лезгинку, — это орел. Лезгинка изначально возникла как имитация движения орлов, которые на Кавказе до сих пор считаются священными птицами. «Женщина по аналогии — лебедь. У нее плавные, мягкие движения, чувство собственного достоинства. В лезгинке мужчина показывает свою мужественность, женщина — женственность. В наше время унисекса жителям большого города не хватает такой гендерной четкости в определении мужских и женских ролей, поэтому и вспомнили о лезгинке», — комментирует Хайбулаева.

Categories: Канкан
  • RSS
  • Delicious
  • Digg
  • Facebook
  • Twitter
  • Linkedin

Твиттер

RSS not configured

Популярное

Танец каша в...

Сценарий выпускного утренника в детском саду Сценарий утренника предназначен ...

Ютуб детские танцы...

LiveInternetLiveInternet -Рубрики ДЕТЯМ (30) Обучающие игры (21) ...

Танец детский сад...

Вальс для детей в детском саду Топ-10 идей выпускных ...

Тадевосян армен волгоград...

Тадевосян Армен ООО "ИНТЭС" 125252, г. МОСКВА, ул. КУУСИНЕНА, ...

Арабские песни для...

Самые лучшие танцевальные арабские песни (Топ-10) О чем повествуют ...

Спонсоры