Пластика жестов и движений – язык танца

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Тема: Художественный образ – стиль – язык.ppt» можно в zip-архиве размером 8006 КБ.

Похожие презентации

«Народные танцы» — Обрядовые подразделяются на: охотничьи, тотемные и военные. Литовский танец. Таиландский танец. Грузинский танец. Нет однозначного определения значения танца. Какие бывают танцы: Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации народного танца. ритуальные танцы исполнялись в кругу. Узбекский танец.

«Танцы балет» — Я достойно завершаю свою карьеру, теперь могу умирать». Рано стала знаменитой, станцевав Золушку и Жизель в 17 лет. Окончательная редакция балета принадлежит Мариусу Петипа. Сочетала в себе драматический и комедийный. Балет». Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия.

«Бальные танцы» — Смысл таких костюмов — показать работу мышц спортсменов. Танец Румба был зарожден на Кубе. Ча-ча-ча. Медленный вальс — бальный танец европейской программы. Латиноамериканская программа. Европейская программа. Почему танец можно считать спортом? Дамы должны быть одеты в специальные, соответствующие требованиям, бальные платья.

«Балет танцы» — Солисты – главные действующие герои. Танец. Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, написал много балетов. Кордебалет – группа танцоров, сопровождающих действие. В театре шёл балет. Однажды Незнайка пришёл в музыкальный театр и увидел, что все артисты на сцене танцуют. «Танец маленьких лебедей» — классический.

«Индийские танцы» — Шива-Натараджа, Владыка танца. Танец бога — символ космического движения и обновления. Движения начинаются в медленном темпе и переходят в быстрые вращения. Столетиями отбирались и отшлифовывались отдельные элементы танца катхакали. О технике танца. Кучипуди. Польза танца. Искусство Индийского танца.

«Танцы балет» — В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании. Терминология. Балет. Бале?т (фр. ballet, от итал. ballo — танцую) . Балет как искусство. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты.

Танец и язык жестов

Внимание Индии поглощено временем; внимание Запада – пространством. Музыка и танец – это временное искусство для Индии. Для Запада – это искусство пространственное.
Для Индии танец – это нечто возвышенное. Считается, что в своей высшей форме танец сочетается с космическим ритмом. Исполнитель пребывает в блаженстве. Великий суфийский поэт-мистик Руми сказал, что танец – это «кратчайший путь к Богу.»

Шива является покровителем музыки и танца. Он обучил музыке Нараду, небесного посланника, и танцу Бхарату, автора Натьяшастры, трактата по драматическому искусству.
У древних греков, подобно индийцам, существовала драматическая форма, объединенная с музыкой и танцем. В греческих постановках история рассказывалась хором, в индийских же повествование велось в виде песни. Видушака (ведущий, за неимением лучшего способа представления) объяснял тонкости.

Танец – это согласованное движение всего тела и ума . В трактате Абхинайя Дарпана объясняется, что танцор должен пропевать песню горлом, изображать ее смысл жестами, настроение (бхава) – глазами, и отбивать точный ритм ногами. Опять-таки, «куда следует рука – туда и взгляд; за взглядом следует ум; за умом – чувства; а за чувствами – настроение». Жест считается душой индийского танца.

Драматическое искусство (Натья) было создано Брахмой (одним из божеств индийской триады Богов) для просвещения и развлечения людей. Это называлось «имитация мирских обычаев». Четыре элементы Натьи – декламация, пение, актерская игра и раса – были заимствованы из четырех Вед. Поэтому она называется Натьяведа. Из Риг Веды была заимствована декламация, из Сама Веды – система пения, из Яджур Веды – абхинайя (мимика, сопровождаемая жестами), а из Атхарва Веды — раса (эстетическое переживание).

Жесты являются одной из старейших форм передачи мысли. В человеке заложена сильная склонность к подражанию. И многие из этих систем языка жестов являются общими для человечества. Но танцевальные жесты могут означать множество понятий. Поэтому пение приобрело такое важное значение. Вачика (словесная) абхинайя дополняет ангика абхинайя (язык тела и жестов). И, не будем забывать, добавляет изящества и красоты искусству танца. Как под слова подбираются соответствующие мудры (жесты)? Считается, что слова свойственны рукам. Это выражает основополагающий принцип языка, основанного на естественных и выразительных движениях, говорит Ананда Кумарасвами, авторитетный специалист по индийскому искусству.

Можно привести несколько примеров таких «естественных» выражений: вращающиеся глаза обозначают гнев; застывший взгляд выражает любовь ; поднятые брови – сомнение; расширенные ноздри – гнев; опущенные вниз уголки губ – печаль, опущенная губа – зависть, и так далее. Тело может выразить эмоции множеством способов. Танцор пытается достичь идеального исполнения позы и передать смысл вечного. Поэтому техника танца объединена с искусством скульптуры . Берил Де Зете, европеец, занимающийся индийскими танцами, так отзывается о европейской системе танца: она «очень простая» по сравнению с «выразительной культурой тела» индийского танца.

Существует три формы танца: Тандава (мужская, энергичная), Ласья (женская, мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Тандава (космический танец) исполняется Шивой, а Ласья – его супругой Парвати. Шива добавил танец в Натью, чтобы наделить ее «блеском и красотой», сделать милой сердцам людей.

Существует чистый танец без абхинайи, а также танец с элементами драмы. Чистый танец развился из 108 идеальных поз, на которых основана техника движений, называемых карана. Каждая карана состоит из движений нескольких конечностей – другими словами, большей части тела. Сходным образом, комплексная система языковых знаков (жестов рук) образовалась из алфавита основных жестов рук (хаста), подобно тому, как развилась устная и письменная речь. Руки стали основным средством передачи мыслей. Они переводят слова в знаки. Прилагательные, существительные, глаголы, имена собственные, наречия, слова- связки, предлоги, абстрактные понятия – все это можно изобразить с помощью жестов и мимики.

Каждая школа танца (а в Индии существует шесть основных школ – Бхарат-Натьям, Катхакали, Манипури, Кучипуди, Одисси и Катхак) использует основые жесты. А каждый жест может выражать множество понятий – до 85, как жест патака (флаг). Поэтому возникла потребность в пении, которое бы поясняло повествование. В западной системе балета упор делается на широкие жесты рук и минимум выражений лица. В сущности лицо балетного исполнителя выражает мало эмоций. Индийский танцор, напротив, выражает лицом тысячи эмоций, быстро сменяющих друг друга. Балет – это скорее «спектакль», без сомнения, привлекательный. Аристотель сказал о драматических постановках, что их цель – очистить душу человека от сильных страстей. Этой цели невозможно достигнуть западным балетом или танцем.

Танец в Индии возник из ведических ритуальных танцев. В ритуале также были заложены элементы драматического представления.
Никакая другая танцевальная форма не уделяет столько внимания языку жестов, как индийская. Каждый жест продумывается до мельчайших подробностей.
С древнейших времен «язык рук» (акшара- муштика) был предметом серьезного изучения. Некоторые жесты стали универсальными. Например, жест, обозначающий «покровительство и защиту» (абхайя- мудра ). Подобным образом, сложенные вместе ладони (анджали), жест, которым индийцы приветствуют друг друга, напоминает им о божественной сущности человека. (Кстати, сложенными вместе ладонями, поднятыми над головой, приветствуют богов, сложенными перед лицом приветствуют своего гуру (учителя), а сложенными у груди – брахмана или уважаемого человека.)

Язык жестов
Существует три формы танца: Тандава (энергичная), Ласья (мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Известны 108 танцевальных поз, описанных в Натьяшастре, называемых карана.
“Натья” состоит из четырех элементов: Ангика (жесты и движения), Вачика (речь), Ахарья (костюм) и Сатвика (чувства и эстетическое представление).

Существует три формы Ангика: Сарира (тело), Мукхайя (лицо) и Каста (движения частей тела).
В танце используются шесть анга (основных частей тела): голова, руки, бедра, грудь, бока, стопы; шесть упанга (меньших частей тела) – глаза, брови, нос, губы, щеки, подбородок. Кроме того, в танце также используются шея, плечи, живот, ляжки, голени, колени.

Разделяют две формы хаста мудр (жестов руки): Асамьюта (жесты для одной руки) мудры (их всего 28), и Самьюта (жесты для обеих рук). Таких жестов всего 24. Для чистого танца используют 30 движений хаст.

Движения тела разделяются на четыре группы: караны, ангахары, речаки и пиндибандхи.
Существует четыре формы бханга (наклоны): бханга, самабханга, атибханга и трибханга. Первый означает спокойствие, второй – Будду, третий – Натараджу, а четвертый – Парвати.

Движения ног также бывают четырех видов: Мандала (круговые, 10 позиций), Утплавана (прыжки, пять типов), Бхрамари (кружения, семь типов) и Падачари (движения ног, семь типов), а также различают десять видов походки. Различают четыре цвета лица, обозначающие типы личности. Глаза: Бхарата отмечает 36 видов взглядов.

Используют семь движений бровями, семь движений глазами, шесть – носом, шесть – щеками, шесть – губами, шесть — лицом, девять — шеей, тринадцать – головой, пять положений груди, пять движений боков, пять движений бедер, пять движений лодыжками, пять – голенью, пять – стопами, четыре – руками и т.д.

На этом я прощаюсь словом «пранам» – практически универсальным жестом.

Автор – опытный журналист и известный писатель. Данная статья является сокращенной версией статьи, вышедшей в журнале «Индия Перспективы» в январе 1997 г.

Язык танца это пластика жестов и движений

Индийский танец — это сложное взаимодействие нескольких направлений искусства и духовного развития человека.Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формулы жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала.

Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.

«Язык» индийского танца

Древние индийские трактаты донесли до нас эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографииотражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественно-образная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщикскладывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра — разнообразные позиции пальцев, и хастажесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

  • Словесное сопровождение и объяснения по ходу танца, игра на ударениях, словосочетаниях, ритмичности речи и паузы
  • Интерпретация божественных сюжетов
  • Пантомимы и пластические постановки поз и танца
  • Декоративное искусство макияжа, освещения, костюмов
  • Физическое развитие и лечебное действие определенных поз и мудр

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.
Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи.

Трактаты по драматическому искусству фиксируют

24 движения головы:
сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т. д.

26 движений глаз:
шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т. д.

6 положений бровей:
патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т. д.
движения шеи:
сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т. д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодико-ритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.

«ХАСТА» И «МУДРА»

Жестикуляционный код – это своего рода алфавит. Он состоит из двадцати четырех базовых единиц – «хаст», знаков, образованных определенным образом сложенными пальцами. Плоская ладонь с прямыми, плотно прижатыми друг к другу пальцами, называется хаста «хамсасьия» (Лебедь). Ладонь, плотно сжатая в кулак, образует знак под названием «мусти» (Захватчик), а кулак с вытянутым указательным пальцем и оттянутым в сторону большим – это знак «ардхачандра» (Пол Луны). Однако сами по себе «хасты» ничего не обозначают: ведь это всего лишь символы, подобные буквам любого алфавита. Они обретают смысл только в сочетании друг с другом, в определенном контексте и в связи с воспроизводимым действием. В таком случае «хаста» обретает значение слова – имени существительного, глагола, прилагательного и даже приставки, суффикса или окончания множественного числа. Таким образом, «хасты» переходят в разряд «мудра». Некоторые «мудра», благодаря своей выразительности и образности, расшифровываются довольно просто. Так, в движениях танцора зритель может без труда распознать пчелу, собирающую нектар с цветка, боевое оружие, брошенные игральные кости, когти тигра, восход солнца.

Иконический мудра отсылает зрителя не к форме обозначаемого предмета, а скорее к его движению, перемещению в пространстве, к производимому им действию или вызвавшей его причине. Мудра «дерево» обозначает больше процесс роста дерева, чем его форму. Существуют и указательные мудра, но указывают они не на сходство с обозначаемым предметом, а на его место в пространстве.
Мудра «небо» образуется двумя поднятыми «ардхачандрами» (указательными пальцами). А указательное местоимение «этот» выражается с помощью мудра того же рода. Другие мудра выполняют чисто символическую функцию. Все имена собственные (Шива, Панжали, Хануман, Сита, Равана и другие) обозначаются условными мудра и внешнего сходства с обозначаемым «лицом» не имеют.
Глаголы «быть», «иметь», наречия «сейчас», «всегда», существительные «счастье», «красота» — и это только несколько примеров – тоже обозначаются символическим мудра. Всего же лексика катхакали (один из видов индийского танца) включает в себя свыше пятисот мудра. Такого количества больше чем достаточно, чтобы выразить все тонкости текста.

Значения 24 хаст (принятые в традиции Катхакали), используются для изложения мифологических и сакральных сюжетов в танце

1. Патака – флаг
Эта рука представляет древко Индры, символ победы. Поднятая вверх, ладонью на зрителя, она означает божественное покровительство и величие, это жест богов и священных изображений.
— «Я есть» — «Здесь» — волны – облако – река – пруд – ночь – благословение – отвращение — «меня» — корзина цветов (если обе руки вместе) — начало и конец беседы — начало танца
Руки Патака поднимаются вверх, указывая на мир богов, и вниз – указывая на нижние миры. Руки Патака сочетаются с движением всей руки в различных направлениях с изяществом и любовным выражением, ноги движутся в такт ритму, — такой танец носит название Прасара. Руки Патака скрещиваются у запястий, показывая священный знак свастики; ладони, соединенные вместе – жест поклонения или приветствия богов и людей.

2. Трипатака – тройной флаг
Применяется для ношения оружия или атрибутов богов, то есть ваджры (молнии), чакры (диска), мрига (оленя) и т. д.
— воззвание — явление богов или аватары бога — боги на небесах (руки держатся над головой или перекрестно) — нанесение священной метки на лоб — утирать слезы (третьим пальцем) — движение — ноги (ладонями вниз) — дерево — древко стрелы — молния — сосуд или горшок (две руки вертикально, ладонями друг к другу) — огонь — светильник — корона (обеими руками)

3. Картари мукха – ножницы
— разлука — молния — смерть — хождение — указывать дорогу — шаги при прогулке — рога животного — лицемерие — подъем и падение — ворота — арка — вершины гор — лоза

4. Ардха Чандра – пол Луны
– луна — освящение — медитация — сжатие горла — убийство (движение вниз по диагонали) — боевой топор — тело — талия — бедра — лицо — зеркало — себя — коротать время, подперши рукой щеку — ухо слона
Если Ардха-чандра делается обеими руками, правая вверху, левая внизу, — это Абхайя Мудра, жест Шивы, выражающий бесстрашие и надежду. Рука Ардха-чандра, слегка согнутая ладонью вверх, несет огонь и разрушение.

5. Арала – крючок
— акт благословения — хождение по кругу — крылья птицы — уши слона — гордость — доблесть — пить яд — нектар — завязывать волосы — звать кого-то — сладкий запах — раскладывать узоры из цветов на земле

6. Шука Тунда – клюв попугая
— мистическое явление — изгнание — выпускать стрелу — метать копье — неистовство — говорить с презрением

7. Мушти – захватчик
— демонстрация силы — неподвижность — упражняться перед ударом — угрожать — схватиться за оружие — выказывать гнев — согласие — держать что-либо

8. Шикхара – вершина
— держать лук и другое оружие (лук Камадевы, бога любви) — мужчина — царь (на плече) — столб — зуб — вопрошание — указывать на губы — объятие — развязывать пояс — звонить в колокольчик — воспоминание — вхождение — «нет» — обмахиваться веером — застенчивость — точка между бровей — Шива-линга

9. Капитха – дикое яблоко
— жертвовать благовония — доить корову — пахтать — танец с уговором — придерживать вуаль — гирлянда цветов — край одежды — размахивать мечом или другим оружием
Также жест богини Лакшми, держащей лотосы у плеч.

10. Катака мукха – веер
— зеркало — женщина — срывать и собирать цветы — цветочные стрелы Камадевы — пускать стрелу — поправлять украшения — держать вину (лютню), флейту — гирлянда цветов — беседа — обращение к возлюбленному

11. Сучи – указка
— круг — мир — идти — пламя светильника — один — бивни слона или клыки вепря — угрожать — указывать — побег — одобрение — слушать — вращать гончарный круг — бить в барабан — «Я есть»
Следование за движениями Сучи полузакрытыми глазами называется Сучана, игривое движение в танце.

12. Падма Коша – бутон лотоса
— поклоняться Шиве, поднося цветы лотоса — жертвовать подношения — выражение желания — грудь — презрение — изгнание — оказывать милосердие — поцелуй — фрукт — хобот слона — число 5 — 5 цветочных стрел бога Камадевы

13. Сарпа Ширша – голова змеи
— змея — жертвовать воду в качестве подношения — разбрызгивать воду — размахивать огнем (арати) — давать и принимать (одной или обеими руками)

14. Мрига Ширша – голова коровы
— олень — корова — метать кости — «приходить» — лоб — флейта Кришны (двумя руками) — дом (двумя руками) — рисовать на лбу три полосы, поклоняясь Шиве — лестница — личность

15. Кангула – колокольчик
— мелкие предметы — кошачья лапа — глазок кокосового ореха — драгоценность — небольшой фрукт — куропатка — «пчела на лотосе» — стыдливость молодой девушки (рука у лица)

16. Алападма – раскрытый лотос
— лотос — солнце — красота — желание — грудь — радость (две руки ладонями друг к другу) — горшок — пучок волос — гора — сияние — вопрошание — проходит ночь (рука при взмахе вверх).

17. Чатура – ловкость
— показывать ум во взгляде — стыд — лепесток лотоса — долгий взгляд — «немного» — достаточность — сидеть — медленно ступать — число 4 — 4 Веды — Брахма с 4 ликами — «лила» или изящество в танце

18. Бхрамара – пчела
— пчела (с вибрацией) — обет молчания — священное омовение (кончик носа просовывается между большим и средним пальцем) — журавль — летающие существа — серьга — щелкать пальцами — срывать цветы с длинным стеблем — единение (йога)

19. Хамсасьия – лебедь
— лебедь — наставления по проведению ритуала — чистота — медитация — речь — предлагать что-либо — драгоценный камень — капля воды — пристрастие — сострадание — светоносность — мягкость — насекомые (кончики пальцев пульсируют)

20. Хамса пакша – крыло лебедя
— принимать — отвергать — обнимать (обеими руками) — шаги — женщина — маленький ребенок (две руки ладонями друг к другу) — глаза — пальмовый лист для письма — слух — благословение — «приходить» — тело — число 6

21. Самдамса – щипцы
— речь — акцентировать — завязывать брачную нить — созерцание — размышление — держать что-либо — наставления — писать — носить украшения — срывать цветы и составлять гирлянды — священная нить брахманов — прокалывать — рисовать — небольшое количество — подводить глаза

22. Мукула – бутон
— водяная лилия — подношения божеству — короткая речь — презрение — изгнание — принимать пищу — посылать поцелуй — число 5 — 5 цветочных стрел бога любви — давать — обезьяна

23. Урнанабха – паук
— демон — когти животного — хватать — рвать — лев — Нарасимха — страх — черепаха — расчесывать волосы — чесаться — поднимать камень

24. Тамрачуда – петух
— петух — птица — попугай — крюк — петля — отвергать (щелкая пальцами) — подавать знаки — вражда, неприязнь (указательные пальцы сцеплены) — разговаривать с молодой девушкой — 100 или 1000 золотых монет

СИМВОЛИКА ЖЕСТА

Язык жестов в индуистском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формулы жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах.

Божественные акты творения и славные деяния богов разыгрывались ведическими жрецами, принимавшими на себя роль богов, чтобы повторить на земле события, свершившиеся на небесах[1].

Индуистское мышление воспринимает Вселенную в виде многолепесткового Лотоса (Утпалла-падма), в центре каждого лепестка сидит божество. Говорится, что «Господь создал перед собой лотос; затем он сел на него и погрузился в размышления по поводу первоосновы». Богиня Лакшми воспевается в Ведах как «лотосорожденная» (падма-самбхава), «лотосоокая» (падмакши), «украшенная гирляндами из лотосов» (падма-малини), «та, которой мил лотос» (падма прийя). Лотос является также символом Богини Земли (Бху-деви).

Змея (Сарпа) символизирует космос, а также вечность. В древнем мифе рассказывается, что «Господь Ниранджана снял с себя свою священную золотую нить, разорвал ее и превратил в воды; и возник оттуда змей с тысячей голов. Ниранджана дал ему имя Васуки и предназначил ему нести на себе тяжесть всех трех миров». Отдыхающий Вишну спит на ложе из колец змея (Васуки), плавая в бескрайнем космическом океане. Океан также имеет мистический смысл, означая состояние ума.

Бессмертный Лебедь (Хамса) – это символ божественной природы Господа Брахмы и «пяти священных жизненно важных центров в человеке».

Морская раковина (санкха) считается обителью Нада Брахмы, предшествующего всему первозвука ОМ, первой манифестации Божественной Энергии в Космосе. В раковину трубят особым образом на всех храмовых церемониях.

Свастика – это священный круг удачи. В танце перекрещивающиеся конечности или кисти рук в области запястий называются свастика.

Согласно священным трактатам, каждое божество наделено своим особым атрибутом или оружием: Брахма – лотосом, Индра – молнией, Шива – лингамом (фаллическим столбом), быком или трезубцем, Шри Рама – луком и т. д. Изображение этих символов при помощи рук (мудра[2]) во время поклонения божествам призвано снискать особую милость и крайнее удовольствие последних.

Индуисты назвали формализованный и систематизированный язык жестов «божественно выразительным» при передаче состояний духа и соответствующих им богов. Некоторые из этих жестов, помимо их религиозной значимости и символизма, великолепно передают поистине нечеловеческие грациозность и нежность. Такие движения рук и «игра пальцев» получили от мудреца Сукхачарьи характерное название «дивья-крийя», или божественное действо, что принципиально отличает их от движений и жестов обыкновенных человеческих существ[3]. Танец индуизма, созданный богами – это мимика божественных деяний, где человеческое искусство является отражением внутренней божественности. Самовыражение, окрашенное индивидуальными импульсами и причудами, не имеет места в индуистском танце, искусство понимается как сознательная дисциплина ума и тела.

Жест – это душа индуистского танца – первое выражение идеи; а глаз – это показатель господствующего настроения, отраженного в выражении лица и ритмичных движениях тела. Экспрессивные жесты «раскрывают ритм духа в движениях живых существ».

«Куда движется рука, туда же следует и глаз; куда следует глаз, туда движется ум; куда движется ум, туда стремится настроение (бхава); а куда следует настроение, там возникает окраска (Раза)».[4]
«Мастера должны использовать жесты рук в соответствии с общепринятой практикой» — говорит Бхарата, — «и в этом смысле они должны следить за движением, объектами, сферой, количеством, уместностью и способом».

Кисть руки – это центр выразительности жеста в индуистском танце. Показ ладони с различными положениями пальцев – это характеристика. Запястье – осевой центр для всех движений рук в любом направлении.

Согласно Натья Шастре, язык жестов основывается на 24 жестах, называемых Хаста (рука)[6]; а в соответствии сАбхинайя Дарпана, их общее число – 28. Жесты одной руки называются Асамьюта, а жесты двух рук – Самьюта. Каждый жест описан в текстах на санскрите, где даны названия каждого пальца и части руки, и указано, как пальцы должны распрямляться, раздвигаться, или сгибаться, чтобы получить нужное положение руки.

Движения рук — Хаста прана

Хаста прана, «жизнь рук» — это те движения рук и пальцев, которые «дают жизнь», или наделяют смыслом жесты; например, шевелящиеся пальцы показывают свет луны, любовную страсть, искры; покачивание рукой со сгибанием запястья – это ухо слона, полет птицы, река, окрик «с дороги!». Волнообразные колебания руки движением запястий – это волны, рыба; разжимание рук – давать, подношение цветов, цветение, цветочные стрелы Бога Любви; разжимание пальцев – разговор, эмфазис; встряхивание руками – полет пчелы, гнев, сияние, молния, развевающиеся волосы; круговое движение руки относительно запястья – лоза, обнаженное оружие, мир.

Словарь жестов индуистского танца обогатился благодаря знаниям и практике бесчисленных поколений, сохранивших это искусство вплоть до сегодняшнего дня.

Belozer Studio

Коммуникативные особенности танца

взято с сайта http://hustleandco.narod.ru/

Танец — это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец прежде всего требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения — человеческое тело, естественные движения, которого создают материал для танца, единственный материал, являющийся его собственным и самостоятельно им используемым.
Мэри Уигман

Древние истоки танца

Танец- древнейшее искусство. Точнее видом искусства он стала гораздо позднее, а изначально носил сакральный, обрядовый характер. Изменение сознательной и позитивной реальности у древних всегда происходило в музыке и танцы. Выполняя определенные движения под музыку люди, впадали в транс и приобщались к божествам. Танцевальные обряды сопровождали свадьбы, похороны, рождения. Фактически танец- вечный спутник человека на протяжении истории.
В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа. Египтяне танцами изображали движение небесных светил, римляне плясали в честь богов. Отображением языческого танца и культа Солнца является хоровод, участники которого движутся в том же направлении, что и Солнце. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски, сочетающиеся с катанием по росе, прыганьем через костры, которые были приурочены к определенным временам года. Например, подпрыгивания во время танцев служили подражательной магией, ибо танцующие так способствовали росту злаков. Древние греки вообще не сомневались, что человек от пляски становится лучше, совершеннее. Поэтому не случайно на земле Эллады одной из первых муз была Терпсихора — муза танцев. Греки даже могли танцевать философские трактаты. А в Африке до сих пор в некоторых племенах сохранился обычай вместо вопроса, к какому роду или племени принадлежит человек, спрашивают, какой танец он танцует.
Танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности. Например, индийский танец, в котором мельчайшее движение тела уже может рассказать целую историю. Согласно легендам, танец в Индии был порожден богом Шивой, одним из трех верховных богов в индуизме. Он является творцом Вселенной, поэтому, танцуя, он разрушает и одновременно создает жизнь заново. Танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения. В Лейпциге создан «Танц-архив», в котором находится колоссальное количество собранной печатной, видео и изобразительной продукции, посвященной истории движения.

Коммуникация в танце

Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан. Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. О танце, как о коммуникации впервые заговорила Мэри Уигман. Сейчас танец и коммуникация, неразделимые понятия. Впрочем, так было всегда. Древние через танец осуществляли двустороннюю коммуникацию с богом. Они верили, что через танец они становятся ближе к богу, просят его о чем-то и бог за это — награждает урожаем, дождем, солнцем. Ритуальный танец-это своеобразный рисунок, заклинание, молитва, выраженная на языке тела, визуализированный текст или слово..

Танец можно назвать невербальным воплощением вербального. Невербальные формы коммуникации, в том числе танец, выявляют невербализуемое культурное содержание, находящееся за пределами словесной выразимости, поэтому значимость языка танца невербальна, зрима и отлична от значимости слова. Танец редко может стать дополнением к слову, это скорее его выражение. Более того, танец-это визуализация мысли.
Характерным примером здесь может служить балет. Гениальное, почти магическое действо, требующее огромных физических затрат, пластики и выносливости- в нем нет ни единого слова. При этом, лебедь на сцене действительно умирает, любовь происходит реально. Танец рисует каждое слово, поэтому возникает ощущение, будто сцена живая, сцена говорит. На самом деле этого, конечно, не происходит. Здесь танец похож на язык жестов. Жест, как и танец, передает состояние: страдание, радость, любовь, смерть, рождение и т.п. При этом человеческой психике свойственно окрашивать состояние словесно. При парных танцах происходит то же самое: всегда кажется, что партнеры в танце общаются. Общение происходит действительно, но не вербально. Свое пожелание, мысль, цель партнеры окрашивают движениями- ведь танец по сути не позволяет говорить, он позволяет только двигаться. Общение происходит равносильное словесному, а иногда даже сильнее и насыщеннее первого.
Когда человек рождается – у него не развита речь. Все что он может- выражать себя жестами. У животных речи в человеческом понимании нет, но между тем есть ритуалы, выраженные в движении. Танец возвращает нас к этим инстинктам. Восприятие в танце происходит на уровне чувств, осязания, а это гораздо сильнее разумного восприятие. Восприятие приобретает телесный, инстинктивный характер. Танец минует рациональный уровень, воздействует на глубинные слои человеческой психики..

Психологические основы танца

Если посмотреть на танцы с точки зрения социальной психологии, танец хранит в себе массу важной и ценной информации о человеке, о его индивидуальных особенностях, о его взаимодействии с внешним миром. Индивидуальные особенности человека прослеживаются, прежде всего, в манере исполнения, в подаче танца. Этот пласт информации воспринимается и оценивается на бессознательном уровне. К примеру, танец может быть по своим первоначальным характеристикам подвижным, завораживающим, динамичным и потрясающим воображение. Однако если исполнен он вяло, безынициативно и довольно посредственно, то нам думается, что данный танцор не подходит для такого танца, в нем нет тех характеристик, которые требует ситуация. И наоборот, есть люди, которым удается «надеть на себя» любой образ, который будет сидеть на нем как с иголочки. Это случай когнитивно сложного человека с очень богатым внутренним миром и представлениями о нем. Индивидуальные особенности человека, помимо всего прочего, включают также коммуникативные способности. Психологи выделяют несколько способов изучения их у конкретного человека. Это можно сделать с помощью тестов, направленных на изучение уровня коммуникации индивида в окружающем мире, можно пронаблюдать за его поведением (например, в ситуации общения), можно провести эксперимент. А можно просто посмотреть, как человек танцует, двигается под музыку в неформальных условиях, в расслабленном состоянии на вечеринке или на праздновании юбилея тещи, к примеру. Коммуникативные способности красиво и хорошо танцующего человека будут значительно отличаться от коммуникативных способностей того, кто стоит у стеночки, мнется и не решается пригласить даму на медленный танец. В танце проявляется открытость внешнему миру, экстравертные установки в жизни, стремление к новизне. Но это далеко не все.
Настроение и внутренний эмоциональный фон также находит свое отражение в танце.
Все вышеописанное можно использовать в оценивании человека по тем или иным параметрам, а также в методиках коррекции, на основе того, что психическое, физическое и эмоциональное – это три стороны одного целого, все они между собой взаимосвязаны. И через одну сторону всегда можно повлиять на две другие. Например, если научить человека красиво и гармонично танцевать (физический аспект), можно повысить самооценку (психологический аспект) и улучшить настроение (эмоциональный аспект). Этим успешно владеет арт-терапия. Психологи прекрасно понимают, что эмоциональную окраску человеческих переживаний можно увидеть в танце как в проявлении бессознательного. То есть человек выплескивает свое состояние через танец. В результате у него изменяется физическое состояние, происходит выброс адреналина в кровь, появляется усталость в теле и удовлетворение и покой в душе. Его больше не тревожит проблемная ситуация, снимается стресс. Происходит проигрывание ситуации на другом уровне, после чего просто меняется отношение к ней.
Теперь непосредственно коснемся того, как происходит коммуникация через танец. Танец, как художественное произведение, состоит из трех частей. Первая часть представляет собой то, что мы привыкли называть началом или вступлением. Здесь задается тон дальнейшему действию, и зритель начинает постепенно понимать, в каком ключе оно будет разворачиваться. Уже с первых секунд улавливается эмоциональная нагрузка действия. Постепенно первая часть уступает место второй, основной по событиям и большей по объему. На этом этапе становится понятным основной смысл танца, идея, «ради чего вся затея». Действия, разворачивающиеся во второй части, как правило, достигают пика развития, кульминации. После чего начинается спад событий или угасание, которое в свою очередь может быть плавным и медленным, что создает законченный образ в памяти, а может быть стремительным и быстрым, и тогда нам кажется, что картина не доведена до логического конца и в ней отсутствует последняя часть. Данная схема построения танца имеет место всегда, будь то действие, насыщенное событиями, или же просто выплеск эмоций.
Однако стоит отметить, что танец подразумевает под собой не только внутренние переживания индивида. В нем мы можем увидеть нечто большее. Традиции, установки, схемы поведения, столетиями складывающиеся из коллективного бессознательного, всегда запечатлены в народных танцах. В современных танцевальных постановках эти традиции не бросаются в глаза, они несколько завуалированы, зато налицо огромный труд, тяжелая физическая работа и, конечно же, дух времени. От того, что нам показывают по телевизору (из современных танцев), веет агрессивностью, импульсивностью, напором, — все это на фоне очень быстрой, ритмичной музыки. Но это не означает, что в современных танцевальных образах нет пластики, гармонии и последовательности. И то, и другое имеет место в равной степени в современном искусстве. Но когда негатива становится чуть больше обычного, это бросается в глаза. Поэтому можно предположить, что танец является отражением той эпохи, в которую он рождается. Язык танца, как и язык жестов, универсален. Конечно, существуют определенные жесты, которые адекватно воспринимаются только в той среде, откуда они родом. Это могут быть как возрастные или профессиональные рамки, так и этнические. Однако существуют и такие жесты, которые понятны в любом обществе. Например, опущенная вниз голова и плечи говорит о подавленности или о тоске и грусти. В любом случае человек сразу поймет, что кому-то плохо. Поэтому, говоря о восприятии танца, можно говорить об универсализме его языка.
Вообще любой танцевальный образ очень выразителен и понятен если не до конца, то хотя бы частично любому человеку. И речь идет не только о языке танца, но и о его внутренней динамике. Танец является своего рода символом, который несет в себе идейный смысл и важные сущностные характеристики.

Если посмотреть на танец как на эстетические действо, украшательство, то в нем так же можно найти ряд особенностей. Танец-это выражение тела. А степень красоты танца определяется степенью красоты движений. Танец классически дополняет собой парады, праздники. И, что самое главное, танец никогда не дает публике расслабиться (исключение составляет в некоторых случаях балет, как затянутое действие, вводящее в транс). Человеку свойственная динамика и движение. Танец же постоянно находится в этой динамике и в движении тела. Каждый жест, каждый шаг имею свое значение. Поэтому для поддержания движения какого либо действа используется танец. При памятных мероприятиях танец так же является мостиком в историю, как уже говорилось выше. Танец так несет в себе «трансовую» функцию, давления на психологию человека. Это корнями уходит в древнюю сакрализацию музыки и танца. Танец как правило-это это авторский рисунок на тему музыки рисунок, портрет музыки. Музыка известно своим «магическим» влиянием на чело вескую психологию: она влияет на действия, настроения, отношения к происходящему, некоторая музыка вводит в транс. Если дополнить музыку движением, то подобные эффект усиливается, так как две «силы»- музыка и движение- совместятся, составят общую картину одного целостного танца.
Танец может являться индивидуальным (сольным), парным, групповым. При этом каждый из них носит свою смысловую нагрузку. Сольный танец- это прежде всего самовыражение конкретного человека, его восприятие мира, музыки, себя. Пропуская музыку через себя, танцем человек рисует ее картину, добавляя свои краски, свое отношение. По сольному танцу можно определить характер данного человека, степень его свободы и сдержанности. Чувствует ли человек свое тело, или просто передает заученные схемы, открыт он для коммуникации или закрыт. Парный танец- это, прежде всего, общение двух людей. Как правило –мужчины и женщины. Танцем они рисуют картину своих взаимоотношений. В хорошо сложенной паре, где оба партнера склонны к выражению танцем эмоции всегда возникает ощущение, что они так же дополняют друг друга и в жизни. Зачастую это не так. Но благодаря умелой актерской игре, задевающей глубинные аспекты человеческой психики, это кажется реальностью. Парный танец называют «вертикальным воплощение горизонтальных желаний». За основу тут берется игра между мужчиной и женщиной- игра в любовь, в страсть, в секс. Парный танец олицетворяет собой любовь, ухаживания, сексуальные игры. Кроме того, в парном танце, опять же если обратиться к социальной психологии, ярко видно отношения мужчины к женщине в жизни и отношения женщины к мужчине. Сейчас особую популярность приобретают парные клубные (социальные танцы): хастл, сальса, меренге, бачата. В этих танцах отсутствуют четко определенные как, например, в бальных рамки и границы. И роли и стиль не создаются «искусственно» и отрепетировано. Поэтому каждый танец здесь –танец «новых» людей, танец-знакомство. По своей сути эти танцы раскованные и импровизационные. Благодаря тому, что танец не ставится и не отрабатывается вплоть до каждого движения, по манере ведения, рисунку танца, «фишкам» партнерши и партнера, можно говорить о наличие/отсутствии взаимного интереса, особенностях характеров каждого из партнеров, их отношении к противоположному полу.
Танец со множеством участников- карнавальное действо. Как яркий пример Бразильский карнавал, или танцевальные номера на открытии олимпиад. Такие мероприятия символизируют единство людей, общение в коллективе, коллективное взаимодействие, а так же самовыражение кажого участника в группе. Танец у каждого разный, потому что у всех разные тела, а так же разливается восприятие музыки, настроения, жизни. Кроме того, коллективные движения представляют собой синхронность, копированность движений другу друга. Перенося в жизнь, можно говорить о том, что как и в жизни у человека своя социальная роль, так и в коллективном танце- каждый создает свой неповторимый образ. Характерным примером является мюзикл. Легендарный мюзикл «Кошки» Веббера- зрелище увлекательное и завораживающее. Несмотря на популярность саундтрэка к «Кошкам», красоту и образ мюзикла создают именно танцы. При этом, помимо главных героев, в мюзикле существует массовка- они создают массовость, придают мюзиклу дополнительную привлекательность, заполняют пространство, создают вроде бы единый образ, но в этой массовке каждое действующее лицо имеет свой характер- каждая кошка, у которой даже нет имени и определенной роли- характер. И характер создает именно движением.

Танец – самый древний и красивый способ общения, способ самовыражения. Помимо «спортивной» функции- развития и понимания тела, приобретении пластики и грации, танец несет в себе коммуникативную и психологическую функцию. Как жест и мимика- танец-это выражение чувств и эмоции. Причем выражение это происходит не совестно, т.е. не рациональным способом, а инстинктивно- телесно. Поэтому язык танца универсален, в нем нет рамок. Каждое танцевальное движение несет в себе смысловую нагрузку- определенный код. Этот код-отношение танцующего к музыке, к тому, что он «играет» танцем. Первичная функция танца- это и есть сам танец. Это движение. Движение под определенную музыку. Вторичная же функция- непосредственное значение каждого движение в танце, его расшифровка. Таким образом, танец очень богат такими кодами, которые нуждаются в расшифровке. Расшифровка же происходит каждым человеком в зависимости от его собственного восприятия танца, а так же правильность расшифровки зависит от того, насколько четко и ясно танцующий движениями передал сообщение. Восприятие танца происходит только на визуальном уровне.

  • RSS
  • Delicious
  • Digg
  • Facebook
  • Twitter
  • Linkedin

Твиттер

RSS not configured

Популярное

Танец каша в...

Сценарий выпускного утренника в детском саду Сценарий утренника предназначен ...

Ютуб детские танцы...

LiveInternetLiveInternet -Рубрики ДЕТЯМ (30) Обучающие игры (21) ...

Танец детский сад...

Вальс для детей в детском саду Топ-10 идей выпускных ...

Тадевосян армен волгоград...

Тадевосян Армен ООО "ИНТЭС" 125252, г. МОСКВА, ул. КУУСИНЕНА, ...

Арабские песни для...

Самые лучшие танцевальные арабские песни (Топ-10) О чем повествуют ...

Спонсоры